Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Полководец Суворов

Газета «Звезда» №204 от 28.08.1942
Текст документа:

Полководец Суворов

(Книга К. Осипова «Суворов». Госполитиздапт, 1942 г.)

Госполитиздат выпустил в свет хорошую книгу К. Осипова о гениальном русском полководце Александре Васильевиче Суворове. Книга дает правдивый образ непревзойденного мастера войны, родоначальника русского военного искусства.

Книгу К. Осипова «Суворов» должен прочесть каждый командир Красной Армии как среднего, старшего, так и высшего звена. И не только прочесть, но вдуматься в существо суворовского гения, поучиться его методам организации боя, уразуметь искусство достижения им победы.

Книга, написана живым, образным языком. Она вызывает у читателя интерес с первой страницы. Несколько излишне подробно подан лишь материал о бытовой и семейной сторона жизни Суворова. Военного читателя в книге К. Осипова будет интересовать не эта сторона биографических данных о Суворове. Суворов нам дорог как полководец, патриот, учитель и воспитатель русских войск второй половины XVIII в., как их «Доблестный авторитет» (Энгельс).

Знакомясь с книгой К. Осипова о Суворове, командир Красной Армии должен учиться у этого великого мастера войны искусству побеждать немецких захватчиков, вторгнувшихся на нашу землю.

Суворов — совершенно исключительное явление в мировой истории военного искусства. Суворов — это полководец, который не знал поражений. Он побеждал столько раз, сколько сражался.

Суворов — не просто великий полководец: он — революционер в области военного дела. Это был человек больших военных знаний и огромного практического опыта, необыкновенной целеустремленности, сильной воли и пламенного патриотизма, — полководец, который «доброе имя полагал к славе своего отечества и все успехи относил к его благосостоянию».

Завистники Суворова объясняли его военные успехи счастьем. В ответ на это Суворов и говорил: «Сегодня счастье, завтра счастье, помилуй бог, дайте же когда-нибудь и уменья».

Суворов побеждал не счастьем, а уменьем. Он в совершенство изучил природу войны и прекрасно пользовался ее инструментом — вооруженной силой. Располагая часто меньшими, чем у противника силами, Суворов достигал победы над врагами. «Воюют не числом, — указывал он,—а уменьем».

Уменье Суворова — не плод мимолетного вдохновения. Это — результат огромной работы над собой и войсками. При всем своем таланте. Суворов много и всю жизнь учился по книгам, учился у жизни, а когда надо и у врагов. Гениальность Суворова в умении организовать победу. Чтобы побеждать, нужно владеть культурой военного дела. «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, — говорил Суворов, — токмо тщетны они, ежели не будут истекать от искусства».

Перехитрить противника, обмануть его, напугать его решительностью и быстротой действий, проявить максимум неожиданности — вот в чем искал Суворов путей к своим победам. И он их неизменно добивался «Удивить — победить» — учил Суворов. Удивить противника можно внезапностью и быстротой действий.

«Быстрота и внезапность заменяют число» — наставлял он. Они способны привести противника в замешательство, сбить его с толку и напугать. «Кто напуган, тот наполовину побит», — говорил Суворов. Если я сумел запугать врага, нагнать на него страх, вогнать его в панику, то это значит, что я наполовину уже победил его, хотя я еще не видал его в глаза. Ибо у страха глаза велики и враг будет склонен преувеличивать мою силу, мне остается вступить в бой, чтобы добить его, — говорил Суворов.

Солдат в представлении Суворова не «механизм, артикулом предусмотренный», — как учили немцы школы Фридриха II, — а живой человек, способный понять маневр своего начальника. «Солдат ученье любит, лишь бы кратко и с толком», победу ищет «в середине неприятельских батальонов», зная, что «кто вперед идет, тому одна пуля роковая, кто назад бежит, тому десять вслед»: он стреляет редко, да метко; штыком колет крепко; в бою погибает, но выручает товарища; от него «неприятель дрожит»; это — чудо-богатырь».

Суворов требовал, чтобы в мирное время войска обучались и подготавливались так, как будто они находятся на войне, тяжело солдату в ученьи, — говорил он, — легко будет в походе, легко в ученьи — тяжело в походе.

Руководство боем начиналось у Суворова не с момента соприкосновения с противником, а с предварительной подготовки, выучки солдат и офицеров на поле, с работы по сколачиванию войск для выполнения боевых задач. В этих целях он старался приучать войска к большим и быстрым переходам. Суворовские стремительные переходы общеизвестны.

Суворов воспитывал и ставил во главе войск инициативных, смелых и решительных командиров. Инициатива, направленная к поражению противника — основное качество, которое вырабатывал Суворов у своих командиров.

Солдат и офицер, не раз говорил Суворов, не должны знать страха и паники в борьбе с врагом. «Сикурс (помощь), опасность и прочие... слова — заявлял Суворов — служат бабам, кои боятся с печи слезть». «Бить (противника) стремительно... движения быстрые... жестокая атака... сшибка... погоня и твердость» — так учил Суворов действовать в бою.

И он был уверен, что подготовленные в таком духе войска будут побеждать. Он смело заявлял: «Кто против меня — тот мертв».

Техника ведения современной войны, формы и методы организации боя, вооружение войск и т. д. сейчас не те, что были при Суворове, но принципы достижения победы и в настоящее время те же, что и при Суворове. Знание противника, знание его слабых и сильных сторон, учет новейших достижений в области военного дела, воспитание и обучение войск, знание местности, понимание обстановки, — все это сегодня так же важно и непреложно, как и полтораста лет назад.

Решающим средством победы Суворов считал не захват территории, а уничтожение живой силы врага, уничтожение его войск. Этим он выгодно отличался от военных авторитетов своего времени в Европе.

В книге К. Осипова о Суворове наш командир найдет для себя много полезного и поучительного.

Поучительно прохождение Суворовым военной службы — от рядового солдата до генералиссимуса русской армии. Суворов последовательно прошел все чины тогдашней русской армии и прекрас, но изучил все обязанности и требования военной службы своего времени. Это дало ему полное понимание всех сторон армейской жизни и позволило в любых условиях находить разрешение встававших перед ним задач.

Семилетняя война (1756—1763 гг.) явилась серьезной боевой школой Суворова. В те годы он познал, что является главным на войне Суворов считал, что главным на войне является истребление живой силы противника, что обучать в мирное время войска нужно только тому, что они будут делать на войне и только так, как они будут поступать в бою.

Результатом опыта, почерпнутого в Семилетней войне, и практики командования частями явилась знаменитая суворовская «Наука побеждать» — сборник коротких, ясных, предельно точных и легко запоминающихся наставлений о воине, о его обязанностях, о высоком долге перед страной и искусстве побеждать врага.

«Наука побеждать» — это руководство к действию, направленное к одолению противника; это сгусток мысли и воли полководца; краткий, убедительный лозунг, поднимающий бойца на высокие подвиги; выражение лучшего, что было достигнуто в Европе в области воспитания и обучения войск.

Шаблонных путей в военном искусстве Суворов не признавал. Шаблона для него не существовало. Каждое новое сражение, в котором он участвовал, — это образчик совершенно оригинального решения задачи в связи с складывавшейся обстановкой. Командиры, читающие книгу К. Осипова о Суворове, должны внимательно изучить, как Суворов в каждом отдельном случае подходил к решению встававшей перед ним задачи.

В бою под Ланцкороною в 1771 г (против поляков) Суворов атакует окопавшуюся пехоту противника конницей, за которой следует сильный штыковой удар пехоты. Успех был полный, а случай подобных действий до тех пор не имел прецедентов в военной практике.

В том же году под Столовичами он с вчетверо меньшими силами нападает, как сам выражается, на противника «со спины» и рассеивает его отряд. Всех, оказавших сопротивление, доносит Суворов по команде, он «порубал и потоптал».

В мае 1773 г. (в русско-турецкой войне) Суворов, проявляя инициативу, ночной атакой захватывает турецкий укрепленный пункт Туртукай. Для этой цели свой отряд он переправляет через Дунай.

На р. Рымник в 1789 г. Суворов применяет весьма сложный по тому времени маневр — сковывание противника меньшими силами с фронта и удар по нему — большими силами с фланга.

В 1790 г. он искусно, мастерски овладевает неприступной по тому времени Измаильской крепостью. Предварительно на возведенных по образцу Измаила укреплениях, Суворов обучает войска штурму; после готовности их к нему ложными демонстрациями вводит противника в заблуждение и, когда убеждается, что противник усыплен этими демонстрациями, бросается на штурм и овладевает крепостью.

В итальянской кампании, встретившись по тому времени с первоклассными наполеоновскими войсками, Суворов применяет новое боевое построение — колонны. «Они воюют колоннами, — заявляет он войскам о французах, — и мы их бить будем колоннами».

И били, жестоко и с большим успехом—на р. Треббии, под Нови и у Чортова моста, во время Швейцарского перехода.

Швейцарский переход Суворова — это вершина человеческих усилий, преодолевших труднейшие препятствия, которые когда-либо вставали на пути полководца. В глухую осеннюю пору, когда на вершины гор ложился снег и спокойные дни сменялись бушующими метелями, русская армия без карт, без проводников, даже без продовольствия и вьючного обоза, совершила свой беспримерный переход из Италии в Швейцарию через Сен-Готардский перевал Альп. Все теснины на пути и удобные места для обороны были заняты противником — Французами. Так называемый Чортов мост в самом опасном месте пути был разрушен. Казалось невозможным в таких условиях пройти непривычные для русских войск горы и выйти в Швейцарию на соединение с действовавшими там русскими войсками. Но суворовские «чудо-богатыри» прошли горы; они вынесли невероятные лишения, которые встретили их на дороге; опрокинули противника и с честью выполнили поставленную задачу. Были моменты, когда их охватывало сомнение в возможности завершения перехода, но суворовцев скрепляла железная дисциплине, связывала боевая дружба и укрепляла твердая вера в то, что с Суворовым можно сделать все.

Суворов был русским человеком в лучшем понимании этого слова. Он был врагом немцев и немецких порядков, заводимых в русской армии, особенно неразумным последователем Фридриха II — Павлом I. «Русские прусских всегда бивали - говорил Суворов — что-ж тут перенять». «Нет вшивее пруссаков» — высказывался он по другому поводу.

И заключал все это решительным заявлением, категорически восставая против вводимого Павлом бутафорского обмундирования солдата — по немецкому, образцу с буклями, пудрою и козою: «пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак»

Разногласия с Павлом привели к увольнению Суворове, из армии и ссылке его под присмотр полиции в село Кончанское. В книге Осипова тепло подано пребывание Суворова в Кончанском. Великий полководец был не только полководцем, но и человеком, стоявшим по своему культурному уровню в ряду передовых людей своего времени.

Наш командир должен учиться у Суворова. Быть похожим на Суворова не только честь командира Красной Армии, но и долг, ибо суворовские принципы побеждать сохранили свою силу до настоящего времени.

Книга К. Осипова «Суворов», знакомя читателя с основными положениями деятельности великого полководца, служит делу укрепления боеспособности Красной Армии, содействует общему культурному росту нашего командира и повышает его личную боевую подготовленность.

(Напечатано в «Правде» 23 августа 1942 г).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Суворов А.В.