Международный обзор
Союзные военно-морские, воздушные и наземные силы, сломив в Египте сопротивление итало-германских войск и заняв на западе Марокко и Алагир, быстро продвигаются через Киренаику и Тунис к последней итало-германской базе в Северной Африке—Триполитании.
Британская 8-ая армия уясе прошла с боями свыше 1000 километров. 8 ноября ее авангард перешел египетско-ливийскую границу и уже 12 ноября занял Бардию, 13 ноября—Тобрук, 14 ноября—Эль-Газалу, 15 ноября—Эль-Тмими, 16 ноября—Дерну и Эль-Мекили. Последние сообщения говорят о том, что английские войска заняли Бенгази. Ни в одном из этих пунктов разбитая армия Роммеля не решилась оказать сопротивление английским войскам. По сведениям британского командования, дорога вдоль Средиземного моря на сотни миль усеяна вооружением, автомобилями и запасами, брошенными итало-германскими войсками при их бегстве на запад. Как заявил главнокомандующий вооруженными силами союзников на Ближнем Востоке генерал Александер, итало-германская армия в Африке уже потеряла не менее 75 тысяч солдат и офицеров убитыми, ранеными, пленными и рассеявшимися по пустыне. Роммель безжалостно бросил своих итальянских союзников, захватил все годные грузовики, чтобы спасти остатки немецких дивизий, входивших в так называемый «африканский корпус».
Если темп движения британской 8-ой армии не снизится, то уже в ближайшие дни сна выйдет в район Эль-Агейлы на границе пустыни Сирт. Эта пустыня является вместо с тем границей между восточной частью Ливии— Киренаикой — и ее западной частью—Трипоотитагисй. Триполитания—последняя территория Африки, еще остающаяся в руках итало-германских захватчиков и последняя колония Италии на африканском континенте.
В иностранной печати обсуждается вопрос, в каком месте Роммель, подтянув подкрепления из Триполитании и Туниса, попытается оказать сопротивление британской 8-ой армии. Указывают на то, что в районе Эль-Агейлы имеется заблаговременно созданная немцами укрепленная позиция. Во время двух предыдущих наступлений британских войск в Ливии (в 1940 и 1941 гг.) они не продвинулись дальше Эль-Агейлы. Отсюда же начались наступательные операции Роммеля. Немецкие и итальянские газеты пытаются создать впечатление, что теперь наступление британских войск будет задержано на этом же месте.
Однако, сомнительно, удастся ли Роммелю задержаться у Эль-Агейлы. Прежде всего, следует учесть, что потери, понесенные его армией, исключительно велики, между тем как британская 8-ая армия не понесла сколько-нибудь серьезных потерь. С занятием Тобрука и Дерны генерал Монтгомери имеет возможность получать подкрепления, горючее и боеприпасы не только по магистральному шоссе, идущему вдоль морского побережья, но также и морем. К Роммелю подкрепления должны подходить по пустыне Сирт. Британские войска, кроме того, располагают и большим количеством танков, авиации, артиллерии. Не исключено, что одновременно с подходом британских войск к Эль-Агейла союзники двинут свои войска в тыл и во фланг Роммелю. Известно, что из района озера Чал-Мурзук, откуда идут дороги на Триполи и в Тунис, движется третья моторизованная колонна войск союзников.
***
С запада к границам Ливии приближаются части британской 1-ой армии генерала Андерсона, высадившейся в Боне 12—15 ноября и двинувшейся вместе с американскими войсками при поддержке союзной авиации к Тунису.
Еще 11 ноября германские и итальянские войска начали высаживаться в Тунисе с тем, чтобы захватить военно-морскую базу и крепость Бизерту и преградить дорогу британской 1-ой армии. Итало-германское командование рассматривает Тунис как важнейшее звено в происходящей ныне борьбе в Северной Африке. Такое же значение Тунису придает и союзное командование, которое направило сюда крупные силы, чтобы изгнать итало-немецких захватчиков и открыть себе дорогу на восток—в Ливию. От границы Туниса до Триполи всего 180 километров. В Тунисе имеются прекрасные аэродромы, которые могут быть использованы союзной авиацией для нанесения сильных ударов по базам и войскам противника в Ливии.
Занятие Туниса союзниками откроет американскому и английскому флотам сквозную коммуникацию Гибралтар—Суэц через Сицилийский пролив. Более того, переход Туниса под контроль союзников даст им возможность предпринимать крупные операции непосредственно против Италия, так как от побережья Туниса до Сицилии всего 180—200 километров. Гитлеровцы отдают себе отчет в том, какое смятение вызывает эта угроза среди итальянских Фашистов. Они, поэтому, всеми силами стремятся удержать Тунис в своих руках и использовать его для переброски подкреплений в Ливию по кратчайшему пути Сицилия—Бизерта либо Сицилия—Тунис.
***
Вишийские «власти» сыграли позорную роль в событиях последних недель. Когда американские войска высадились в Северной Африке, из Виши был получен приказ оказывать им сопротивление. Когда же гитлеровские насильники, нарушив ими же подписанное «соглашение о перемирии», вторглись в оккупированную зону Франции. Петэн приказал французским властям и воинским частям не оказывать сопротивления итало-германским захватчикам.
Не может быть сомнения в том, что правители из Виши были все время в сговоре с немцами и действуют по указке немцев. Петэн и Лаваль выступают как могильщики Франции и как гетманские «гаулейтеры». Некоторые из «деятелей» Виши (Дарлан и др.), почувствовав, что положение для немцев и их французских агентов стало весьма серьезным, сочли для себя более выгодным переметнуться на сторону союзников в Северной Африке.
Появление Дарлана в Африке и переговоры с ним американских военных властей вызвали протесты Сражающейся Франции. Де Голль в своем выступлении заявил, что движение Сражающейся Франции не признает никаких соглашений с изменником Дарланом, «Все комбинации,—заявил де Голль,—осуществляемые в Африке вокруг изменника Дарлана, являются оскорблением отечества. Франция не возродится на бесчестии».
На-днях опубликовано заявление президента США Рузвельта по вопросу об отношении к Дарлану. Он сказал, что соглашение с Дарланом является временным и что оно вызвано исключительно соображениями военного характера.
Английская газета «Ньюс кроникл» пишет, что заверения Рузвельта о временном характере соглашения с Дарланом будут в некоторой степени содействовать уменьшению беспокойства друзей Сражающейся Франции, но что «его об'яснения будут рассматри-
ваться в Америке и в Англии как не вполне убедительные».
Внутри Франции и во французских колониальных владениях народные массы выражают свою готовность с оружием в руках повести борьбу против немецко-итальянских угнетателей. Французские военные силы в Тунисе оказывают сопротивление войскам держав оси. Немцы потребовали от генерала Барро, командующего французскими войсками в Тунисе, либо эвакуировать французские вооруженные силы, либо присоединить их к италогерманским войскам. Генерал Барре отверг ультиматум оккупантов и при поддержке союзных сил атаковал итало-германские войска.
События в Африке—выдающийся факт большой важности. Товарищ Сталин в ответах на вопросы корреспондента американского агентства Ассошиэйтед пресс дал исчерпывающий анализ и показал перспективы этих событий: «Дело прежде всего в том, что поскольку кампания в Африке означает переход инициативы в руки наших союзников, она меняет в корне военно-политическое положение в Европе в пользу англо-советско-американской коалиции. Она подрывает авторитет гитлеровской Германии, как руководящей силы в системе государств оси и деморализует союзников Гитлера в Европе. Она выводит Францию из состояния оцепенения, мобилизует антигитлеровские силы Франции и дает базу для организации антигитлеровской французской армии. Она создает условия для вывода из строя Италии и для изоляции гитлеровской Германии. Наконец, она создает предпосылки для организации второго фронта в Европе поближе к жизненным центрам Германии, что будет иметь решающее значение в деле организации победы над гитлеровской тиранией».
И. ЕРМАШЕВ.