Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Прошлое и настоящее 35-й немецкой дивизии

Газета «Звезда» №100 от 28.04.1942
Автор статьи: Г. Толокоников
Текст документа:

Прошлое и настоящее З5-й немецкой дивизии

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 25 апреля. (Спецкорр. ТАСС), В фашистской грабьармии 35 пехотная дивизия была «на хорошем счету». Командир этой дивизии генерал-лейтенант Ритер-фон-Роман не раз получал благодарности от «фюрера». Дивизия разбойничала в Польше, Бельгии и Франции. В оккупированных немцами наших городах эта дивизия оставляла позади себя следы разрушения и диких зверств. Многие солдаты и офицеры дивизии имели «железные кресты». Но в первых же боях на советско-германском фронте ряды 35-й дивизии заметно поредели. Сильно пострадала и материальная часть.

Командующий корпусом поспешил отвести 35-ю дивизию на пополнение. Ей был дан отдых до весны. Пришло новое пополнение, в котором было много досрочно выпущенных из тюрем уголовников. В большом количестве дивизии была и придана артиллерия. Дивизию досрочно вызвали из резерва и бросили в бой. О том, как проходили эти бои, довольно красочно рассказывают солдатские дневники.

Вот что писал убитый немецкий солдат из роты лейтенанта Штегемани.

«13 февраля. В 6.00 нас неожиданно разбудили. Пришлось собираться. На фронте неудачи.

21 февраля. Остановились в Витебске. Разместились скученно, в одном доме. Вечером налет авиации, есть много жертв.

23 февраля. Вечером сильный налет авиации, У русских день авиации. Но и в свой праздник они летают. Подавили наши огневые артиллерийские позиции, разгромлен склад боеприпасов.

3. Едем дальше, а куда, не знаем... Прибыли на фронт. Но это уже не то, совсем не то, что летом!

5. Утром сильный артиллерийский огонь. Русские бьют чертовски точно. Наш блиндаж разрушили, я спасся чудом. Был в штабе, всюду трупы.

9, Опять невыносимый огонь артиллерии. Откуда они берут снаряды? Русские пошли в наступление. Наш сосед — 109-ый полк, — атакованный противником, понес большие потери и отошел, оставив в онегу и грязи все свои орудия. Отошли и мы. В нашей роте из 160 человек осталось всего только 41. Боже, что же это такое? Когда же это кончится?

17. Танки русских. Это какое-то страшилище! Наш огонь их но берет, и они безнаказанно давят наших солдат в траншеях. Нам говорили, что у русских нет авиации, а сегодня они в седьмой раз бомбят наши позиции. Наш сосед — 34-й полк — почти весь уничтожен, много попало в плен».

Солдат Эрвин Химлер из той же дивизии в письме своему отцу пишет:

«Здесь у нас собачья жизнь. День и ночь атаки русских. Части, находящиеся здесь, сильно потрепаны. Настроение у солдат подавленное. Скажу больше: не знаю, как другие, а наша рота небоеспособна».

О былой «славе» дивизии уже не вспоминают. Пленные в один голос говорят, что солдаты продолжают воевать только из страха перед офицерской пулей и застенком гестапо. Участились случаи невыполнения приказов, дезертирства и самострелов. Единственная мечта многих солдат — улучить момент и, без опасения получить пулю в спину от своего офицера, сдаться в плен.

Полковой комиссар Г. ТОЛОКОННИКОВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: На фронтах Отечественной войны