„ТУРКМЕНИЯ“
Грузовой теплоход «Туркмения» зимовал в Чистополе. Седьмого мая, когда «Туркмения» вышла из затона, по Каме уже бежали. пассажирские пароходы, вслед за буксирами тихо двигались сухогрузные и нефтеналивные баржи.
На реке закипал веселый и радостный труд.
Команда теплохода, выйдя из кают и кубриков, собралась на первое производственное совещание. Капитан Н. А. Хохлов сделал содержательный доклад о предстоящей навигации. Он говорил о необходимости четкой работы и досрочного выполнения производственно-финансовых заданий. Матросы и кочегары, выступавшие в прениях, отвечали по-стахановски:
— Все понятно, капитан! Не подкачаем.
Запоздавшая весна диктовала сжатые сроки и боевые темпы перевозок. На ходу, не теряя ни одного часа драгоценного времени, капитану приходилось перестраивать работу не только людей, но и механизмов, действовавших до 1941 года не всегда на полную мощность.
Апрельско-майский план был рассчитан на выполнение в 34 дня, Но команда, мобилизовав все неиспользованные резервы, уложилась в 25.
Капитан, обращаясь к матросам и кочегарам, всегда напоминал о старом водницком правиле: грузить больше, везти быстрее; И подчиненные прекрасно понимали капитана. Когда в управление пароходства приходила весть очередном успехе «Туркмении», старые и опытные речники восхищались:
— Молодцы! Хохловцы умеют дать настоящий ход.
В вахтенном журнале, который ведет старший штурман тов. Пономарев, ест любопытные записи, говорящие о слаженной и продуманной деятельности команды «Туркмении». На причалку теплохода, например, полагается три часа. Но матросы проделывают эту сложную операцию в час—полтора. Нормальной погрузке и разгрузке зерна иногда препятствовали дожди. Матросы в таких случаях, по инициативе Н. А. Хохлова, над люками растягивали брезенты, а тачки покрывали деревянными ящиками. Ускоряя таким образом работу, матросы не испортили ни одного килограмма зерна.
Вахтенный журнал. регистрирует лишь факты. Он обходит молчанием все, что им предшествует. А ведь ценность богатейшего опыта «Туркмении» заключается в подготовке и организации работ, в предвидении любой мелочи, способной вызвать задержку в пути.
Например, причаливая к пристани, т Хохлов прежде всего требует грузоотправителя, предупреждает, что вынужденный простой, как бы он ни был незначителен, оплачивается клиентурой. Предупреждение действует замечательно; грузоотправитель, не проявлявший до этого никакой активности, моментально преображается: быстро концентрирует на пристани грузчиков, снабжает их всем необходимым.
На пристани «Медведка» теплоход. по расписанию. должен был грузиться 40 часов. Но на берегу к моменту причала «Туркмении» не оказалось достаточно рабочих. Срыв графика казался неизбежным. Положение выправилось благодаря мерам, принятым по инициативе капитана. «Туркмения» отчалила от Медведки на десять часов раньше установленного расписанием срока. |
Сообщение о вероломном нападении гитлеровских полчищ на Советский Союз застало команду «Туркмении» в пути. Подробности чудовищного преступления фашистских изуверов стали известны на пристани Набережные Челны на второй день великой отечественной войны. На стихийно собравшемся митинге команда, выразив ненависть к германским фашистам, единодушно заявила о своей готовности по первому зову партии и правительства отправиться на фронт. А пока,— сказали матросы,,кочегары, штурвальные, штурманы и. механики,—будем работать так, чтобы ненавистному врагу стало тошно.
Обратно, в Горький, «Туркмения» шла с таким количеством груза, какого в довоенное время Хохлов не принял бы. Скорость движения также была значительно увеличена.
К месту назначения теплоход пришел. ночью. К. Хохлову. явились представители клиентуры. Свободные люди есть?—спросили они капитана. И когда. Хохлов на этот вопрос ответил утвердительно, представители попросили сделать перестановку транспортеров. Матросы охотно и быстро выполнили эту просьбу. «Туркмению» в Горьком разгрузили раньше срока на два часа.
При разгрузке и погрузке командиры тт. Хохлов и Пономарев надевают грузовые подушки и работают наравне с матросами. В команде не хватает семи человек. Но ведь сейчас время военное. Часть людей в любое время могут призвать в армию. Капитан и старший штурман помнят об этом. Они уже обучают трех женщин профессии матроса.
На-днях «Туркмения» с полным грузом вышла в новый рейс.
К. ИВАНОВСКИЙ.