Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

О зрелости и мастерстве

Газета «Звезда» №135 от 09.06.1942
Текст документа:

О зрелости и мастерстве

...Кончились сутки. Последней смене пора и на отдых подводи итоги дня. Они мало утешительны: цеху опять не удалось выполнить задание. Почему так получается? Новизна изделий? Было время, осваивали и посложней. Работа фрезеровщиков и токарей? Многие из них трудились напористо, с сознанием важности заказа, а некоторые даже дали рекордную выработку. В чем же дело? Еще раз критически просматриваю весь ход работы за сутки. Вместе с начальниками участков, мастерами и бригадирами выясняем причины нарушения графика.

Не проходило дня, чтобы ко мне не обращались с жалобами на револьверщиков. Больше всех нервничали фрезеровщики и токари.

Мы внимательно присмотрелись к работе станочников и нам сразу стала ясна главная причина отставания. Состав работающих в цехе значительно обновился. Среди револьверщиков так же, как во всем цехе, большинство молодых людей, рабочий стаж которых исчисляется неделями, месяцами. Многим из них не удавалось дотянуть до одной нормы, Этим объяснялась чрезвычайно низкая отдача парка револьверных станков.

С благородной мыслью о родине домохозяйки, девушки, юноши заменили ушедших на войну опытных станочников. Первоклассная техника, заграничные автоматы—все казалось им диковинкой. Но новичков отличало одно

— неутолимая жажда знаний и стремление помочь фронту. Время не баловало новичков, им некогда было проходить стажировку. Короткой стала дорога к профессии—надо постигать ее теперь быстрей. Задания увеличивались, людей порой не хватало и новичку без разбора доверили станок. Конечно, его не считали зрелым станочником, но работу требовали. Плакат над станком новичка ежеминутно напоминал: «фронтовой заказ». Сосед-смежник поторапливают его: «Не задерживай». Соседу мало дела до того, что тот работает без году неделю, что у него от непривычки и волнения нетверда рука, робки движения!...

Нечего греха таить—в сутолоке рабочего дня мы мало думали о новичке, о его производственном обучении. Мы радовались успехам трехсотников и пятисотников, упуская из виду отстающих рабочих, нуждающихся в квалифицированной помощи. И что-ж получалось? Новичка ставили к хитроумному механизму, бригадир или мастер вручал ему наряд, на ходу обронив несколько наставлений. Конец смены—новичок не выполнил норму.

Зрелость приходит не сразу, умение, сноровка, находчивость и мастерство рождаются в каждодневном труде. Без обучения всех молодых рабочих культурным, высокопроизводительным приемам работы никакого серьезного успеха на производстве не добьешься.

Обучение новых рабочих мы решили проводить по определенной, системе Мы ввели обязательную техническую учебу для всех новичков Основной формой их трудового воспитания мы избрали индивидуальное обучение. С этой целью прикрепили к каждому молодому рабочему или к группе в 3—4 человека опытных станочников и мастеров.

Руководством цеха им вменялось в обязанность ежедневно перед началом смены и в процессе работы знакомить новичка со всеми стадиями технологического процесса обработки деталей, правилами ухода и обращения с оборудованием и инструментом, использования максимальной мощности станка. Прикрепление кадровика к новичку не было пустой формальностью, оно было оформлено приказом по цеху, где, кроме всего, указывались размеры денежных вознаграждений за подготовку новых рабочих. Начали проводить обучение молодых сначала на участке револьверных станков. Спервоначала навели здесь порядок в самой организации труда, тоесть расчистили путь новичку к быстрейшему овладению своей профессией.

Большая номенклатура деталей и отсутствие задела вызывали ежедневные перенастройки револьверных станков. Hе успели запустить одну деталь, как приходило требование на другую. Нередко на настройку тратили по две смены много драгоценного времени уходило на заготовку и

доводку инструмента и приспособлений. Для того, чтобы поток деталей шел но графику, мы решили уменьшить для револьверных станков номенклатуру изделий за счет еще большей загрузки токарного парка, располагающего высококвалифицированными токарями-универсалами Они взяли на себя наиболее ответственные операции. Кроме того, мы ввели предварительную подготовку инструмента и приспособлений для запуска деталей в производство Результаты получились хорошие. Время, затрачиваемое на настройку станка, сократилось в восемь раз поднялась и выработка станочников.

Возле каждого станка, за которым работает молодой рабочий, установили понятный любому: указатель-памятку: размер и сроки сменного задания, технология обрабатываемых деталей — скорости резания. величина подачи, время на обработку каждого изделия. Станочник, получая наряд, имел совершенно точное представление, как ему добиваться высокой производительности.

Работницы подруги Трубина и Зырянова пришли в цех робкими девушками, не имеющими никакого понятия об обработке металла. Старательно взялись они за непривычную работу. Незаметно прошли недели ученичества — и они стали револьверщицами. Пытливо следили за каждым движением мастера Федорова, своего наставника и учителя. Внимательно прислушивались к его указаниям. Первое время девушки не выполняли нормы. Мастер стал уделять им больше времени, чем другим станочникам. Поочередно становился сам к станку то одной, то другой ученицы, показывал, как работать без брака, на больших скоростях, по минутам рассчитывать время, не делать лишних движений. И в один из дней, доселе скупой на похвалу, мастер сказал своим воспитанницам: «Видать, дело пошло у вас на лад». Трубина и Зырянова впервые выполнили нормы. С тех пор выработка не опускалась у них ниже 150—200 процентов. Сейчас Трубина сама руководит фронтовой бригадой токарей-револьверщиков.

Так приходят зрелость и мастерство.

Индивидуальное обучение необходимо и важно. Но этого мало.Часто приходится мне беседовать с новичками. Помимо первичных трудовых навыков, которыми они овладевают довольно быстро, им недостает элементарных технических знаний, культуры труда. Молодой станочник, не имеющий достаточного опыта, скорей чутьем, чем рассудком, понимает, что его станок может дать больше. Технические знания, точные и предметные, раскроют перед его глазами все то, чем располагает его станок, развяжут его творческую инициативу, помогут ему достичь высокого уровня производительности Конструктор Силин регулярно читал револьверщикам лекции о технологии обработки металла. Лекции пользовались успехом—не каждому лектору доводилось встречать такую чуткую, на редкость внимательную аудиторию. Одновременно у нас работали стахановские школы, где старые кадровики, прошедшие многолетнюю производственную школу, делились своим опытом.

Среди револьверщиков не осталось ни одного рабочего, не выполняющего нормы. Всю номенклатуру изделий участок перевыполнил, не имея ни одной рекламации, ни одного случая отклонения от графика. Отдача станков увеличилась во много раз, детали шли на обработку и сборку мощным потоком.

При сравнительно высокой выработке отдельных станочников одна четвертая часть рабочих нашего цеха все же не выполняла производственных норм. Эти 25 процентов отстающих «съедали» примерно 12—15 процентов программы цеха Вот почему опыт револьверного отделения мы решили распространить по всему цеху.

Опытный токарь трех сотник Лядов вывел в люди не один десяток молодых рабочих. Он долго и терпеливо обучал их. Теперь они работают самостоятельно и работают неплохо. Но однажды токарь узнал, что некоторые из его бывших учеников три дня кряду не выполнили нормы. Не на шутку обиделся он, косо начал смотреть на своих питомцев. Пришлось уговорить Лядова: «Доведи до конца дело, добейся, чтобы твои воспитанники работали так, как ты сам». Недолго пришлось уговаривать ЛяЛова. Токарь и сам знал, что лучше будет, если он пригласит своих ребят к станку и расскажет им о причинах брака,

о том, как затачивать резец, заправлять инструмент, как удобней крепить, чтобы получить наибольшую точность. Ведь ему прекрасно известны все тонкости токарной обработки деталей. Так он и сделал труды Лядова оправдались сторицей. Станочники под его руководством быстро справились с повышенным заданием. Каждый из них на сложных операциях давал по две и больше норм. Теперь ученики Лядова с организовались в фронтовую бригаду которая все время идет в гору.

Так добились мы роста производительности труда всей массы рабочих нашего цеха. Сейчас из самостоятельно работающих в цехе нет ни одного не выполняющего норму. Быстро овладевают своими профессиями ученики, пришедшие к нам в конце апреля. Завтра они тоже будут выполнять нормы. Десятки наших станочников ежедневно дают от 2 до 5 норм. Подавляющее число рабочих выполняет больше одной нормы. В среднем по цеху выработка каждого рабочего составляет 125—130 процентов. В адрес цеха не поступило ни одной рекламации, ни одной претензии от соседних цехов. Это есть признание качества нашей работы. Наш цех на большом под’оме. Он работает ритмично, по графику, из месяца в месяц намного перевыполняет производственную программу. Майское задание цех , выполнил досрочно. Переходящее красное знамя завода мы держим крепко.

СТРУННИКОВ.


Распечатать текст статьи Рубрикатор: