МАСТЕР МИХАЙЛОВ
Сергей Александрович постучал. Никто не ответил. Постучал ещё раз. Потом громко позвал: — Кузнецов! Федор!
В комнате не откликались. Мастер открыл дверь и вошел в комнату.
Все было готово к отъезду. Бросился в глаза чемодан у стены и обвязанный бечевкой сверток. На столе горкой лежали тридцатирублевки и рядом с ними серенькая книжечка паспорта. Четверо сидели у стола и среди них Федор Кузнецов— его ученик и воспитанник.
Все молчали мастер ничего не спросил—он все понял. Походил по комнате. Поглядел в окно. Томительные минуты.
Поднялся и, не простившись, ушел один ученик, за ним еще двое. Мастер и его ученик остались вдвоем. Тогда заговорил Сергей Александрович. Неласковые произносил он слова, но правильные, такие, от которых становится жарко и опускается голова. Слова о фронте, о людях, которые отдают жизнь, но не отступают перед врагом, о будущем. Кузнецов все молчал. Потом, не подымая глаз, пробормотал:
— Ладно. Попробую. Только ничего не выйдет.
На утро Федор Кузнецов вышел в кузницу. Мастер встретил его так, как будто вчера ничего не случилось. Только поставил на новое место—к огромному молоту - красавцу, предмету мечтаний всех учеников. Федор взглянул на своего мастера, и впервые тот заметил в глазах подростка искорку живого интереса.
— Будешь работать, милый мой. Еще как будешь!—подумал с удовлетворением мастер, но не сказал ничего.
Весь день он внимательно наблюдал за Кузнецовым. Мальчик был поглощен работой и, казалось, ни о чем другом не думал. Вышел он на работу и завтра, и послезавтра. Об отъезде больше не заикался.
Так начался нелегкий путь перевоспитания подростка, который упорно отлынивал от работы. Еще не раз повторялись разговоры с глазу на глаз, еще не однажды бывали срывы. Но мастер Михайлов не боится трудностей. Верное чутье воспитателя каждый раз подсказывает ему, как нужно поступить в том или ином случае. И Кузнецов работает все лучше и лучше. Он будет прекрасным кузнецом—мастер в этом уверен.
Богатый опыт воспитания молодежи, отцовская любовь к ученикам, отличное знание своей профессии дают этому человеку без специального образования уверенность и твердость настоящего педагога. Это—воспитатель по призванию, ученики платят ему горячей любовью и безграничным уважением.
Впрочем, любовь и уважение были завоеваны не сразу.
Сергей Александрович до сих пор помнит первое столкновение с нынешней группой. Сколько горьких минут пришлось пережить.
...Группа без разрешения мастера гурьбой отравилась на обед. Михайлов приказал вернуться. Не послушались. Тогда он пошел в столовую сам, решительно сгреб талоны, изорвал их и скомандовал: «Встать! Выйти!» Все зашумели. Кто-то крикнул: «На работу не пойдем». Мастер не сдался: «Немедленно на работу, обедать сейчас не будете» Двадцать учеников, уже жалевших о своем необдуманном поведении, послушно отправились в цех. Зачинщики—Богаев и Громов—упорствовали. Особенно горячился Богаев. В тот день он так и не вышел на работу.
Это может показаться странным, но именно тогда Михайлов подумал, что Богаева он сделает своим помошником. Твердый характер, упорство, умение вести за собой группу говорили о том, что при умелом руководстве из Богаева может вырасти настоящий вожак и руководитель молодежи.
Сергей Александрович решил заинтересовать этого подростка работой. Он ежедневно придумывал ему новые задания. Богаеву поручалась обработка самых сложных деталей Богаев готовил экспонаты для выставки ремесленного училища. Ученик рос на глазах, становился кузнецом первой руки. Несколько месяцев назад Богаева назначили помощником мастера. Михайлов заслуженно гордится его успехами.
Мастер гордится не только Багаевым. Сколько радости и прямо отцовского удовлетворения доставил ему Леонид Цепенников. Этот его ученик и любимец был поставлен бригадиром взрослых рабочих. И бригада штамповщиков, ранее срывавшая выполнение задания, под руководством шестнадцатилетного стахановца начала давать 125—180 процентов плана.
А Николай Еговцев—вспыльчивый, обидчивый, но такой горячий в труде! Еще так недавно над ним посмеивались в группе. А теперь это знатный человек на заводе, один из лучших кузнецов в цехе.
Разные могут быть пути к сердцу подростка. Доверие Еговцева было завоевано через... трубу. Сергей Александрович, сам страстный любитель музыки и бессменный участник духового оркестра училища, втянул Николая в оркостр и научил его играть на трубе. Ивана Пономарева подкупило то, что именно ему, самому тихому и незаметному ученику, над которым любили подтрунивать товарищи, мастер доверил ответственную работу на двухтонном штампе.
Ученики любят своего мастера за то, что он никогда не даст их в обиду, и за то, что он, такой строгий и подтянутый в цехе, в свободные часы—их лучший друг и собеседник. С Сергеем Александровичем можно поделиться своими сомнениями и горестями—он всегда поймет и посоветует правильно. И если случится с учеником какая-нибудь беда или покажется непреодолимой трудность в работе, каждый из группы Михайлова с открытым сердцем пойдет к своему мастеру.
Ф. Мальц.
Ремесленное училище № 3.