Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

У стен старой Руссы

Газета «Звезда» №72а от 26.03.1942
Текст документа:

У СТЕН СТАРОЙ РУССЫ

Сквозь сэтхугряяух) дымку впсен-1?л«о тумаяа. приступают хантуры го-jyj.ia. Ozkhoso торчат завоискяе трубы, влдоы собор, полуразрушенные дома—Те, кг>\!у улжпгя Лежать яз фа-пшстсем! крепости, не могут сдер-**тъ сл.ч} Суровы н драмагичыы их рассказы. Вольный горол, хранитесь русской старилы, собрат Валюьог® Новгорода, точно вымер. Девушки и матери, скорбя о своих отцах и мужьях, налела т.юурии* плагин. Безлюа-ии илошадн и парен Koi’am.rti сапог Фашистского унтера громко стучит о мостовую.

Н»л з зло фронт порлт.тн ж чтеот crapopyocsoi\> пригорода Юлия Илья на и Марая Ишшоза. Они били свн деталями страигно.1 вздглмны. По городской удил» тщилась лошадь, запряженная в сами На них стояла б пйл с волой, а по (кисам лежали два р.:злотых, скрученных воровкам», человека. «Партз&ны»,—гласила надпись. Лошадь иЪо всех сил хлестали три красномордых арийпа. При взма-хо падки жтаотыое бросалось в сто* posy и холодная ледяная вода обливала пленных мучеников.

«?Иот край останется помпам» — трубили номецкне солдафоны. И жирная черта на яемешсой карте рассекала зомлю от Восточяой Пруссии черев Ильмень озоро—к югу. Отги на-зьгепля себя властителями. Черпые шайен отборпых гитлеровских бан.ти-тч всю осечь рыскали по окрестностям русского города, пта доб1/чу. Ген орал грпф фгт Врокпорф уже мнил себя строруоскнм помещиком.

Озерная я яма принесла с собой немало трт>г графу и его челяди. Птмгшлось падать особые инструкции «03 оеоб<отноятях марша и боя зи-В яаставд**шя солдатам гене-рал указывал: «Поя похолах в вим-IIяк условиях протнгонпс обыино itр«-няяач к допогам. Поэтому рекомендуется выставлять передовые отрале-1шя преимущественно на дорогах».

Красные тто.тея Севвро-Запалных армий опрокинули «стрятоптю» Врои-Л'>;х’ч. Проделав по спеокяой п едино, го льдам яамераганх рок и озер больп; 'П март, они очутились у самих стан города.

Вот она пероч н.алга Старел Рус-1 еа. Немцы окружили горол высоким леляяьгм валом, опутали проволотны-ми заграждениями. а сами, как кроты, спрятались в глубокие земляные логове, выжидая лучших времен. Напрасны надежды! Наступательный порыв наших частей с каждом часом возрастает Пойманные в яаатадат немцы мечутся, как сумасгаадшие. Страха п>>ред расплетой не в оостоя-шш скрыть и само командование окруженной 16 нрмепкой армии.

Настали nepirwe от гг для оккупантов. Нотки у ж лсд и лолонящай тоски звучат в кх письмах. Хорст Харбер пишет в Берлин: «Милая Лизет! Я назовусь недалеко от Раялая. День и ночь но знаю покоя. Ми огрубели. В -епопнят и в гоподр, те мы стоим, все с'одеио. Приходится пользоваться ыясоя лошадей».

Мы бр-соловпли о толыоо-что взя-ппга пленными. Они голодны, как вотраллекпие волки.

— Что выдают солшатам в Старой Руссо?—еггрягапваем у Боя Пойтора но город» Axwi. — За посишдиюю неделю,—иосшуг-во отвечает долговязый ариец, — я получил: три куоочка черного хлеба, банку паштета из коннны и х&ргсо-фальный суй. — Но ведь этого мало для здорового человека?

— Для здорового, воеегпю, — смущенно гсвмрнт Пейтс^г, — но ведьмы нездоровые, мы суыасшедпгие... Что-скрывать, мы частч лсгаисм some* н првготозляем во них блюло. Знаете, голод засгалляог быть иеразОо£гга-вым.„

Дня ал Старую Руссу на-полнены большой Фронтовой гороижой. Крадныо вжшм н^л^иигмо рвутся впврол, ломакгг фалшс^схи*) укрепления, берут один пункт за другим.

Дорога Вал пай—Стирая Русса стала для гитлеровца» дорогой смерти. Совсем нодавно фашисты попробовали запугать ваших бойиов «психической атакой». Свыше 700 головорезов во весь рост, пол барабанный бой, двинулись по леоной заснеаюн-ной опушки.

Калении свшгаом встретил пьяную ватагу полк тов Ефремова. Крайним (•права от дорога расположи лея пулеметный расчет политрука-грузина тов. Маяициапи Он принял на с-нбя основной улар. Трупы я черная кровь видны на снегу. Но фашисты неотвратимо наступают, бессвязно кричат: «Сдавайся, русь!».

Тогда бесстрашный Мадапсиегаи решил еще ближе к дороге выстелить свой пулемет. Рыхлый снег провали-! валоя. Тело пулемета забывалось в глубокий сугроб. Выручил связной. Он лог на <\ног п па его пгятчжой спшге свободно уместился «Максим». Маянои&ни теперь стрелял на ближнюю дистанцию.

Поело нескольких чалов горячего боя гигглеровпы захлебнулись в своей кроюи. Мертвая тшпшгн установилась над снежным кладбищем. Гитлеровцы »имсали богатую землю. а нашли холодную северную могилу.

Уже освобождено ия-под фаттттест-скотг> ига свыше 1«0 колхоск»п Старо-русского района. Жизнь здесь начинается сызнова.

— Пять мес-яцсв топтали помпы наши родные поля,—говорят eoitperajpb Старорусского райюома ВКП(б) тов. Глебов—Всюду, где ступал кровавый фаппгстсхиЛ сапог, остались пепелища, развалины.

Фашисты с холодной злобой шлепались над советскими пебятами. В районе учтено 200 круглых сирот, отцы и матери которых расстреляны или повешены. Детишек мы к&ходкм под мостами, в подпала х, продрогших, палутхгздетых, залугавных. Детский плач взывает к мщению, к безжалостной расплате с двуногим зверьем!

Из лесов и далеких ттриЛроптовнх деревлнь к Старой Руссе бредут беженцы. Дряхлые старики с котиками за плеча мл. матери г. грудным и детьми на руках Они возвращаются в роиноЛ ло<м и «те находят его.

Веженпы подолгу солят у разоренных очагов. Оки но плачут, глааа их наполнены гневом. Затем берут лопаты’, кайло и начинают долбить меролую землю. И вот в свеяягх зем-1 лятах начинается новая таоть советских людей.

В. БИРЮКОВ.

Район Старой Руссы.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: