За рубежом.
Речь лорда Бивербрука
НЬЮ-ЙОРК, 31 марта. (ТАСС)
Как сообщает корреспондент агентства Канадиен пресс из Миами (штат Флорида, США), там выступил с речью по радио, передававшейся в Канаду, лорд Бивербрук. В этой речи лорд Бивербрук, в частности, заявил: «Я всегда думаю об огромном русском фронте. На этом фронте лед, снег и жестокий мороз, а затем предстоят слякоть и грязь распутицы. Такого поле битвы России, которое одновременно является и полем битвы всего мира. К нему прикованы все мои мысли. На него я возлагаю все мои надежды. Там происходят события, которые определят будущую судьбу всех наций на Востоке и на Западе, на всех широтах и во всех странах. Надежды народов Англии, Канады и Америки связаны с борьбой Сталина и Красной Армии, которую они ведут против оккупантов, вторгшихся в Россию».
Англия, Канада и Америка продолжал лорд Бивербрук, должны оказать всю возможную помощь СССР. «Его армиям требуется еще больше танков, самолетов, противотанковой, зенитной артиллерии. Президент Рузвельт понимает все эти нужды так же хорошо, как Черчилль и Маккензи Кинг. Они сделали многое для России, но население может поощрить их сделать еще больше, значительно больше. Вы должны помнить и напоминать друг другу, что каждый танк и самолет, отправленный в Россию, является орудием, немедленно используемым против врага на самом критическом фронте цивилизации. Свободные народы Англии, Британской империи и США, которым пришлось переживать тяжелые несчастья и которые вынуждены были испытать все огорчения поражения и отступления, в настоящий момент решительно требуют наступательных действий. Это вполне естественное настроение для великих наций, которые решили оставаться великими. Раз мы располагаем таким боевым духом, можно быть уверенным, что мир увидит великое возрождение всех наших народов».
Лорд Бивербрук заявил далее, что Англия и Америка «признают свою задолженность России». Они признают, что эпическая борьба русских в настоящее время создала для Англии и США определенные возможности. Если бы русские армии были разбиты, то все надежды Англии и Америки развеялись бы в прах. Но русские уже показали себя непобедимыми перед лицом гнусного невиданного варварства.
«Русские, — указал лорд Бивербрук, — в течение 6 месяцев отступали с боем, вынуждая врага оплачивать германской кровью каждый дюйм земли, которую немцы осквернили. Русские установили, что путь к каждой германской победе должен быть вымощен германскими трупами. Однако немцы подошли на расстояние 15 миль к Москве. Я лично видел граждан Москвы лицом к лицу в этот момент, когда опасность была у ворот столицы. Я беседовал с ними, расспрашивал об их опасениях и говорил с ними об их надеждах и упованиях. Повсюду я видел величайшую храбрость и преданность родине, отечеству, своей собственной стране и своему святому делу. В Москве в течение этих тревожных дней и ночей, мужчины и женщины грудью встали на борьбу против нашего врага. Слава, слава! Москва не пала. Великая Россия погнала врага назад в эти зимние короткие дни и длинные ночи так, как мир никогда не отмечал в своей истории. Сегодня Россия снова стоит перед лицом новых испытаний. Однако битва в 1942 году будет иметь одно отличие от битвы 1941 года. Перед солдатами Красной Армии ясно вырисовываются контуры близкой победы. Солдаты Красной Армии имеют возможность окружить и совершенно уничтожить германскую армию, которая является источником всех бесчестий и страданий, причиняемых человеку. Решимость Англии, Канады и Америки должна полностью сыграть свою роль в этом первом смертельном наступлении против хвастливого врага. В этот торжественный час существует союз между людьми, которые знают, за что они борются, что они любят. Это союз более прочный и обеспеченный, чем любые связи, которые могут выражать слова в договорах. Это—боевой дух, который воодушевляет людей, обслуживающих артиллерийские батареи в американской армии. Он вдохновлял людей, которые спасли Англию в ее воздушной битве в 1940 году и на море в 1941 году. Он вдохновляет людей, которые ведут борьбу за то, чтобы вернуть Крым. Это - вера людей, которые пережили длительные страдания в Китае. Это—счастливые воины, которым на помощь идет бесконечное множество других, обучающихся сейчас в молодых армиях всех союзных стран. Сегодня имеется только одно слово, которое зажигает сердце каждого героя в этом огромном содружестве воинов. Это слово—наступление. Наступление на суше, на море и в воздухе».
Далее лорд Бивербрук подчеркнул, что войну невозможно выиграть на предприятиях; ее необходимо выиграть на поле битвы; война выигрывается не только при помощи оружия, а при помощи боевого духа. Без категорической решимости людей, которые обучены владеть оружием, победа невозможна. «Сингапур был захвачен не при помощи превосходства в вооружении. Наоборот, перевес в вооружении был на нашей стороне, - заявил лорд Бивербрук. — Крит захвачен в результате неожиданной ловкой и быстрой переброски войск. Имеется опасность возлагать все надежды на огромное количество вооружения. Непоколебимое высокое моральное состояние является первейшей необходимостью. Это — абсолютное условие победы в войне. Это — путеводная звезда победы».
Лорд Бивербрук указал также, что английские воздушные силы имели перед собой противника, обладавшего превосходством в воздушной мощи, большим количеством самолетов, пилотов, пушек и бомб, но при наличии отважности и сноровки англичане остановили завоевателей. Потеря французского флота и французских портов не нанесла ущерба моральному состоянию английского флота, наоборот, она укрепила его решимость.
«Русские, - сказал в заключение лорд Бивербрук, - вступили в битву под Москвой, имея меньшее количество сил не обладая превосходством в воздухе, а также испытывая недостаток в танках и орудиях. Солдаты были утомлены длительным отступлением. Враг численно значительно превосходил войска, защищавшие Москву. Однако эти храбрые русские солдаты разбили врага. Правда, им еще придется воевать снова, но я, не ожидая исхода этой битвы, заранее заявляю о своей уверенности в отношении русского фронта».