Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Кино Фронт

Газета «Звезда» №44 от 03.03.1944
Автор статьи: С.Гинц
Текст документа:

КИНО «ФРОНТ»

Хорошо и серьезно поставлен «Фронт» Центральной объединенной киностудией художественных фильмов в Алма Ате. Уверенная работа постановщиков бр. Васильевых, хорошие снимки оператора Дудко, удачные работы художника Дубровского Эшке, интересная и во многом впечатляющая, а в целом ряде мест очень сильная игра актеров - все это вместе взятое создает... Вот тут то и не знаешь как следует, что оказать: создает ли этот серьезный ансамбль кинокартину или больше чем наполовину спектакль, перенесенный на экран.

«Фронт» Корнейчука пьеса, по которой в основном сделан сценарий фильма, - пьеса остро публицистическая, хотя и не теряющая от этого своих высоких художественных качеств. Стремление постановщиков как можно меньше отходить от пьесы, очевидно, для того, чтобы не потерять в остроте публицистичности произведений Корнейчука, и привело к тому, что фильм в ряде мест смотрится как пьеса, а это тяжело, так как киноискусство требует своих специфических приемов показа явлений жизни, отличных от приёмов театра.

Несмотря на это качество, которое в других случаях могло бы сгубить фильм, он смотрится с напряжением и большим вниманием. Актер Жуковский в роли командующего фронтом Горлова в основном показывает ограниченность кругозора и самоуверенность, доходящую до самовлюбленности у этого большого руководителя не желающего развиваться, не желающего учиться, не понимающего и не желающего понимать новые условия, в каких приходится воевать. У Жуковского Горлов не понимает, почему он отстранен от командования фронтом, до самого конца фильма. Этим актер и постановщики подчеркивают абсолютную обреченность такого рода руководителя.

Симпатичный образ командующего армией создан Бабочкиным, но он в ряде мест, смахивает на Бабочкина - Чапаева при всем различии между Чапаевым - стихией и Огневым - человеком больших стратегических планов и разума. Весь фильм построен на противопоставлении этих двух образов, заслоняющих почти все остальные, среди которых следует, однако, отметить Крючкова в роли Сергея Горлова. Образ - привлекательный, с которым связаны лучшие, пожалуй, отдельные захватывающие эпизоды фильма. Когда Сергей Горлов по приказу командования удерживал до пределов возможного и невозможного! - позицию со своими бойцами, которых зовет он любовно «апостолами», и когда в последний момент он сам с двумя гранатами идет навстречу напирающим немецким танкам и, погибая под одним из них, взрывает его - становится Сергей Горлов ярким воплощением силы духа, непоколебимости, преданности Родине русского офицера.

Большое впечатление производят в фильме смены боя с немцами, допроса пленного немца в штабе и участия в допросе Огнева, вызванного в штаб командующим для очередного «разноса» и другие.

Несмотря на известные недостатки, фильм «Фронт» интересен и поучителен, и перенесение на экран произведения Корнейчука - большое, нужное дело.

С. ГИНЦ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: рецензия