О решающих условиях победы над врагом
Г. АЛЕКСАНДРОВ
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз поставило нашу родину перед лицом смертельной опасности. Перед советским народом встала задача— ликвидировать эту опасность, разгромить врага. Героическая борьба Красной Армии, непоколебимая прочность советского тыла, сплочение всех свободолюбивых народов для борьбы против гитлеровской Германии — все это создало реальные условия победы над гитлеризмом.
Задача достижения победы над немецким фашизмом и его прихвостнями в Европе была сформулирована товарищем Сталиным, как основная решающая на современном этапе, политическая и военная задача нашего народа.
В общественной жизни, даже в условиях так называемого, нормального, мирного времени, невероятно сложно раскрыть реальную возможность выполнения какой-либо крупной исторической задачи. Развитие общества является результатом весьма разнообразных действий множества людей разных социальных слоев, профессий, возрастов, разного уровня и образа мыслей. Под влиянием десятков и сотен причин в конечном счете складываются условия для нескольких возможностей грядущего общественного развития.
Если бы в человеческом обществе была только одна возможность к развитию, тогда все вопросы решались бы весьма просто. История представляла бы собой сплошную прямую линию, которую можно было бы целиком видеть любому неподготовленному человеку от ее начала до конца. На самом деле общественная жизнь, как об этом говорит и весь современный опыт, гораздо сложнее. Ленин отмечал, напри мер, что «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Сочинения, т. ХIХ, тр. 182).
Чтобы знать путь предстоящего развития, требуется точный, строгий, всесторонний учет реальных возможностей ближайшего развития, а также условий реализации, использования этих возможностей. Во время войны задача учета реальных возможностей и особенно вероятного хода военных действий сильнейшим образом усложняется. Ориентироваться в быстром потоке событий становится гораздо сложнее. Прежнее характерное для мирного времени, течение общественной жизни нарушается. Начинает действовать много новых, совершенно непредвиденных факторов, существенно влияющих на результат борьбы.
Вот почему в условиях войны часто бывает так: то, что одна армия принимает за очень важную предпосылку своей победы, в ходе войны оказывается фактором не решающего, а второстепенного значения. Так, гитлеровское командование, нападая на Советский Союз, предполагало, что момент внезапности является коренным, решающим фактором, который обеспечивает Германии победу. На самом же деле ход войны пошел иначе, чем рассчитывали гитлеровцы. Момент внезапности явился не решающим, а второстепенным, временным, побочным обстоятельством, который оказал влияние на ход войны только в ее первой стадии.
Из этого примера видно, что в реальной действительности война, серьезно отличается от того, как о ней иногда складывается представление в ее начале, если при этом не учитывается вся совокупность вопросов, связанных с развитием войны. На этот счет хорошо сказал известный теоретик военного искусства Клаузевиц, который заметил, что «война, как она протекает в действительности, часто значительно отличается от ее начального отвлеченного понятия» («О войне» стр. 24).
Только марксистско-ленинское мировоззрение всесторонне и правильно раскрывает ход и перспективы войны. Так, например, товарищ Сталин еще в самом начале великой отечественной войны советского народа раскрыл ее основные особенности, характер ее развития. Особенно большое значение имеет тот анализ, который дал товарищ Сталин временным и постоянно действующим факторам войны.
Одним из важных условий правильного понимания хода и перспектив войны является умение выделить из всего многообразия явлений военной эпохи самые существенные, коренные элементы‚ из которых складывается развитие войны и которые определяют конечный ее исход. На это тем более следует обратить внимание, что некоторые наши теоретические работники и пропагандисты нередко упрощенно, односторонне решают вопрос об условиях и возможностях победы над врагом.
Доказывая, например, во всех отношениях правильную мысль об исторической неизбежности победы, антигитлеровской коалиции в нынешней войне, некоторые товарищи исходят только из того факта, что в наличии имеются все объективные предпосылки нашей победы: большие, чем у Германии, возможности в производстве вооружения, возможность мобилизовать более многочисленные вооруженные силы, неиссякаемые запасы стратегического сырья, топлива и т. д. Понятно, что все это имеет первостепенное значение для победы, ибо здесь речь идет о совокупности реальных возможностей добиться победы над врагом. Но все это только половина дела. Вторая же сторона вопроса состоит в умении правильно использовать эти реальные возможности победы, довести дело до победы в практической борьбе, превратить благоприятные объективные предпосылки, условия, возможности победы в реальную победу, в действительность.. Об этой второй стороне вопроса нередко забывают наши теоретические и пропагандистские работники. А между тем в нынешних условиях войны, когда возможности победы уже завоеваны, решающее значение приобретает умелое использование этих возможностей, их реализация, претворение в жизнь.
***
Как нас учит товарищ Сталин ставить вопрос об условиях победы? Возьмем, к примеру, постановку вопроса, товарищем Сталиным о досрочном выполнении первого пятилетнего плана. Как в этом случае товарищ Сталин ставил вопрос об условиях, о возможностях реализации этой великой исторической задачи?
В речи на первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года товарищ Сталин говорил по поводу задачи досрочного выполнения пятилетки:
«Для этого требуются два основных условия.
Во-первых, чтобы были реальные или, как у нас выражаются «объективные» возможности для этого.
Во-вторых, чтобы было желание и умение руководить нашими предприятиями таким образом, чтобы эти возможности были претворены в жизнь» (Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 323).
Такова сталинская постановка вопроса.
Товарищ Сталин при решении таких вопросов всегда имеет в виду два обстоятельства — реальность условий и желание, умение эти условия реализовать, осуществить. Так, обобщая опыт войны с немецко-фашистскими захватчиками, товарищ Сталин в первомайском приказе Красной Армии указывает, что выводы из этого опыта «говорят о том, что мы можем и должны бить и впредь немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления, до полного освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев». И здесь товарищ Сталин рассматривает не только имеющуюся у нас возможность изгнать оккупантов с нашей земли, но и обязанность советского народа сделать это, и вслед затем указывает пути реализации этой возможности. Такая всесторонняя ленинско-сталинская постановка вопроса учитывает не только все возможности для победы, но и активную, решающую роль людей, которые реализуют эти объективные возможности. Только оба эти условия, вместе взятые, дают полную действительность.
Почему, например, учет только одного, скажем, первого условия победы недостаточен?
Потому, что это неизбежно привело бы к стихийности, к пассивности в политике и в войне, к самоуспокоенности, к фатализму. Исходить в оценке перспектив войны только из возможностей, хотя бы реальных, объективных, — означает односторонне решать вопрос, не взвешивая всех плюсов и минусов предстоящей борьбы, как учит нас делать товарищ Сталин. Именно об этом говорят многочисленные указания Ленина и Сталина на этот счет.
В «Письмах о тактике» Ленин дает следующее общетеоретическое указание: «Марксист в учете момента должен исходить не из возможного, а из действительного» (Сочинения, т. ХХ, стр. 102). Или в другом месте: «Марксизм стоит на почве фактов, а не возможностей» (Сочинения, т. ХХ, стр. 236).
Таким образом, если стремясь правильно понять современную обстановку, остановиться в ее анализе лишь на констатации возможностей победы над гитлеризмом, то это будет односторонняя постановка вопроса, неизбежно приводящая к фатализму. Но так же ошибочна и другая крайность: столь же недостаточен анализ одной нашей энергии, нашего умения, желания добиться победы. Игнорирование реальных возможностей победы в политике и в военном деле чаще всего приводит к авантюристической тактике и стратегии к поражению.
Что же в таком случае означает использование реальных возможностей победы в нынешней войне? Несколько лет назад товарищ Сталин говорил, что в истории государств, в истории стран, в истории армий бывали случаи, когда имелись все возможности для успеха, для победы, но эти возможности оставались втуне, ими не умели воспользоваться, и армии терпели поражение. Что нередко именно так обстояло дело, об этом красноречиво говорит история войн.
Приведем два примера.
Во время франко-прусской войны 1806 года произошел следующий позорный для немецкой армии эпизод. После ряда побед над прусской армией небольшая группа войск Наполеона под командованием маршала Нея подошла к одной из крупнейших немецких крепостей — Магдебургу, защищавшемуся большим гарнизоном под командованием генерала Клейста. Магдебург был первоклассно укреплен, имел мощную артиллерию, хорошее вооружение, огромные запасы продовольствия и боеприпасов. Маршал Ней не имел военно-технических средств для осады крепости. Он приказал дать залп из имевшихся у него четырех легких мортир. Перепуганный Клейст без борьбы капитулировал. У немцев было в этом случае все для упорной обороны, для того, чтобы нанести осаждавшим французским частям большой урон, а может быть, даже нанести им поражение. Однако эти возможности не были использованы гарнизоном Магдебурга. Пруссаки потерпели поражение.
Возьмем другой пример. В 1916 году русские войска под командованием талантливого полководца Брусилова нанесли у Луцка немецко-австрийским войскам жестокое поражение, прорвали линию вражеской обороны и создали предпосылки для достижения стратегически важных военных успехов. В результате брусиловского прорыва было захвачено 450.000 пленных австрийцев и немцев, свыше 1.500.000 неприятельских солдат и офицеров было убито и ранено. Между маем и ноябрем 1916 года возникли реальные условия для того, чтобы развить успех Брусилова и добиться победы над Германией. Однако эти благоприятные условия не были использованы командованием русской армии. Наступление не было использовано в должной мере и в конечном счете русские войска были оттеснены.
Брусилов, анализируя сложившуюся тогда обстановку, писал:
«Были все основания полагать что решительный перелом в кампании на всем нашем фронте совершится в нашу пользу, что мы выйдем победителями». Брусилов отмечал далее, что командование не использовало благоприятных условий и не только не управляло событиями, а события им «управляли, как ветер управляет колеблющимся тростником» (Брусилов. Мои воспоминания, стр. 207—208).
Приведенные факты убедительно показывают, сколь серьезное значение в условиях войны имеют всесторонний учет возможностей победы и умелое использование их, овладение ими в ходе боев. Здесь, как и во всех других случаях, наглядно подтверждаются основные положения нашего марксистско-ленинского мировоззрения.
Таким образом, в современных условиях, когда свободолюбивыми народами мира завоеваны реальные возможности, объективны предпосылки успешного развития и победоносного исхода войны против гитлеровской Германии, на первое место среди всех задач, стоящих перед народами Советского Союза, Великобритании, США и других союзных с нами государств, выдвигается не только дальнейшее упрочение, усиление реальных возможностей победы, но и борьба за своевременное, умелое, решительное использование этих возможностей для достижения победы над врагом. А так как сложившиеся объективные возможности победы над немецким фашизмом будут использоваться людьми—свободолюбивыми народами мира, то теперь уже исход войны будет зависеть главным образом от устремленной, энергичной деятельности людей, борющихся против фашистской Германии: координированных и умелых действий армий всех государств, борющихся против гитлеризма, овладения богатой военной техникой бойцами и командирами Красной Армии и армиями других союзных с нами стран, от самоотверженной работы десятков миллионов трудящихся, снабжающих фронт и тыл всем необходимым для ведения современной войны, и т. д.
В этом теперь главное.
Использование благоприятных реальных условий победы исключительно многообразно. Важными задачами в этой области являются — реализация полной договоренности между СССР и Англией, а также между СССР и США об открытии второго фронта в Европе в 1942 году, разработка и проведение в жизнь стратегических планов Главного командования Красной Армии и армий других свободолюбивых народов, сосредоточение вооруженных сил антигитлеровской коалиции в решающих направлениях, выбор моментов для нанесения врагу сильных ударов, соответственное маневрирование и использование крупных резервов и т. п. Другими словами, речь идет о том, чтобы каждая из союзных стран с максимальной прозорливостью, целесообразностью и решительностью использовала все возможные силы, которыми она располагает в борьбе с общим врагом.
***
Товарищ Сталин в первомайском приказе Красной Армии, говоря о задаче разгрома врага, особо подчеркнул своеобразие нынешней обстановки и те задачи, которые стоят перед Красной Армией:
«У Красной Армии есть все необходимое для того, чтобы осуществить эту возвышенную цель. Не хватает только одного—умения полностью использовать против врага ту первоклассную технику, которую предоставляет ей наша родина. Поэтому задача Красной Армии, ее бойцов, ее пулеметчиков, ее артиллеристов, ее минометчиков, ее танкистов, ее летчиков и кавалеристов — состоит в том, чтобы учиться военному делу, учиться настойчиво, изучить в совершенстве свое оружие, стать мастерами своего дела и научиться, таким образом, бить врага наверняка. Только так можно научиться искусству побеждать врага».
В ходе отечественной войны Советского Союза успешно образуются и усиливаются обе решающие предпосылки для победоносного завершения войны против немецко-фашистских захватчиков — реальные возможности победить врага и наша способность, наше умение успешно использовать эти возможности. Этим объясняется, что советский народ и сегодня, несмотря на отчаянный наступательный нажим врага, не только не теряет веру в победу Красной Армии над немецко-фашистскими войсками, но все более укрепляет ее. Вместе с тем, наш народ трезво оценивает силу коварного врага, его стремление любой ценой пробиться дальше на восток. В больших сражениях, происходящих ныне, враг может еще достигнуть частных успехов. Но если рассматривать весь ход, все течение войны и видеть конечный результат современных битв на советско-германском фронте, то нет никакого сомнения в том, что война для гитлеровской Германии носит бесперспективный характер. Не далеко время, когда победа над ненавистным врагом станет на радость и счастье народов всего мира реальным фактом наших дней.
Правильное ленинско-сталинское решение вопроса об условиях победы над немецко-фашистскими захватчиками имеет огромное значение для организации дальнейшей борьбы против фашистских армий. В условиях, когда враг, теряя сотни тысяч людей, все же стремится прорваться дальше на восток, когда Гитлер бросает в бой всю основную массу своих войск и техники, когда на советско-германском фронте развертываются и развернутся решающие сражения этой войны, вопрос о быстром, умелом, всестороннем использовании возможностей разгрома врага не может не стоять в центре внимания всех активных борцов против гитлеризма.
Сталинское решение этой важнейшей проблемы современной военной эпохи открывает ясную перспективу нашей победы над врагом, а также практические пути и средства ее осуществления, учитывает решающую, активную роль миллионов борцов против фашизма в организации грядущей победы. Только правильно решив вопрос о возможности победы и о путях ее осуществления можно с полным знанием дела использовать до конца все силы антигитлеровской коалиции в предстоящих великих сражениях и противопоставить яростному напору врага нашу волю к победе над ним, наше умение, желание и решимость разгромить немецких оккупантов.