Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Итоги выполнения государственного плана за 1942 год и задачи дальнейшего под’ема общественного животноводства

Газета «Звезда» №30 от 06.02.1943
Текст документа:

Итоги выполнения государственного плана за 1942 год и задачи дальнейшего под’ема общественного животноводства

Из доклада секретаря обкома ВКП(б) тов. А. С. КОКШАРОВА

Товарищи!

Постановление Совнаркома СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 11 марта 1942 года «О мерах сохранения молодняка и увеличения поголовья скота в колхозах и совхозах» явилось боевой программой дальнейшего развития животноводства—этой важнейшей отрасли колхозно-совхозного производства, значение которой особенно повысилось в дни великой отечественной войны.

Для того, чтобы сытно накормить, хорошо одеть и обуть героических бойцов Красной Армии, для того, чтобы обеспечить снабжение рабочих фабрик и заводов, готовящих вооружение, боеприпасы и снаряжение для Фронта—колхозы и совхозы должны давать все больше и больше мяса, масла, молока, шерсти, кож.

В постановлении Совнаркома СССР и Центрального Комитета ВКП(б) были указаны пути и средства для нового значительного увеличения поголовья скота и прежде всего это полное сохранение молодняка в колхозах и совхозах, а также молодняка, находящегося в личном пользовании колхозников, рабочих и служащих.

Преодолевая трудности военного времени, работники общественного животноводства на постановление Совнаркома СССР и Центрального Комитета ВКП(б) ответили новым под’емом социалистического соревнования, новыми успехами на животноводческих фермах.

Подводя итоги результатов этого соревнования, тов. Кокшаров говорит:

— За 1942 год общественное поголовье скота в колхозах нашей области, по сравнению с 1941 годом, увеличилось: по крупному рогатому скоту на 45986 голов, по овцам—на 75786 голов, по свиноматкам—на 3040 голов. Возросло поголовье кобылиц. Ряд районов значительно перевыполнил установленный на 1942 год государственный план по увеличению поголовья скота в колхозах. Так, например, Чусовской район по крупному рогатому скоту выполнил план на 105 процентов, Добрянский—на 102,8 процента, Красновишерский—на 103,6 процента. Чусовской и Красновишерский районы имеют также лучшие показатели по сравнению с другими районами и в части увеличения поголовья лошадей и свиней.

— Однако, — отмечает докладчик.—несмотря на эти успехи, государственный план роста общественного животноводства, установленный на 1942 год для колхозов нашей области, не выполнен полностью. Особенно с большим недовыполнением плана закончил минувший год Частинский район. Этот район по крупному рогатому скоту выполнил план только на 67,2 процента, по свиньям—на 62 процента, по овцам—на 76,4 процента. Примерно также обстоит дело в Очерском, Щучье-Озерском и Верещагинском районах.

До сих пор продолжается недооценка развития мелкого животноводства. В Карагайском районе на 59 колхозов имеется всего 54 кроликоматки, в Пермско-Сергинском районе на 64 колхоза приходится 74 кроликоматки, вместо 2100 по плану. Не уделяется должного внимания и птицеводству.

Минимум маточного поголовья согласно облагаемой земельной площади колхозы области на 1 января текущего года выполнили: по крупному рогатому скоту— на 76 процентов, по овцематкам— на 78,5 процента и только по свиноматкам— на 120,1 процента. В Больше-Сосновском районе из 80 колхозов только 4 колхоза выполнили минимум по коровам, 13 колхозов—по овцематкам и 37—по свиноматкам. Отстают также с выполнением минимума маточного поголовья Верещагинский, Кунгурский, Очерский, Частинский и ряд других районов.

Руководители этих районов идут по линии наименьшего сопротивления и мирятся с таким положением, когда в ряде колхозов фермы существуют только для счета. Например, колхоз «Искра», Черновского района, вместо 40 коров по минимуму имеет только 4, из которых одна дойная, а три яловые.

Останавливаясь на причинах невыполнения плана, тов. Кокшаров говорит, что многие правления колхозов, руководители земельных органов и работники общественного животноводства не осуществили всех мер, которые предусмотрены постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 11 марта 1942 года, не преодолели трудностей, которые встречались в работе, не использовали те богатые возможности для увеличения поголовья скота, которыми располагает каждый колхоз и район.

— Первым и важнейшим условием для выполнения плана,— продолжает докладчик,—является выращивание молодняка и сохранение скота в колхозах. Между тем, борьба за сохранность молодняка в ряде районов велась очень слабо и прежде всего в Частинском и Щучье-Озерском районах и Коми-Пермяцком округе. В колхозе им. Шабарина, Юрлинского района, отход молодняка за 1942 год составил 100 процентов. В колхозе им. 8 марта, Лысьвенского района, из 56 родившихся телят пало 38, из 37 поросят- 34. Таких примеров можно привести немало.

Терпимо ли такое положение? Конечно, нет. Оно не было терпимо в мирное время, а сейчас, когда потребности в животноводческой продукции в связи с войной намного выросли, дорог буквально каждый килограмм мяса, масла, сала. Ясно поэтому, что прямой патриотический долг работников животноводства не допускать потерь скота, исключить возможность снижения его продуктивности. Надо решительно изжить халатность и безответственность, которые еще имеют место во многих колхозах, на многих фермах. Именно это является главной причиной большого количества отхода молодняка и ничто более.

Наибольший падеж скота происходит в зимний период. Подготовка к зимовке скота в ряде колхозов проведена неудовлетворительно. Не выполнен полностью план заготовки кормов, не весь скот обеспечен помещениями.

Некоторые районы преступно сорвали заготовку кормов. В Ординском районе, например, план силосования выполнен только на 45,1 процента в Суксунском — на 59,1 процента. На многих фермах не создан неснижаемый двухмесячный запас кормов. Из 116 колхозов Соликамского района имеют подвезенный запас кормов только 15 колхозов. Из 109 колхозов П.-Ильинского района лишь 13 колхозов. В колхозе имени Чапаева, Березовского района, корма скармливаются прямо с саней.

Напряженность в кормовом балансе требует строжайшего учета и исключительно умелого расходования кормов в каждом колхозе, на каждой ферме. Большую роль в этом деле должны сыграть зоотехнические и ветеринарные работники. Они обязаны научить работников ферм организовать правильное скармливание кормов. Например, наукой и практикой доказано, что клеверная мука и мука бобовых культур и хорошее луговое сено в значительной мере заменяют концентрированные корма. Однако, эти заменители концентратов используются плохо.

Скармливание клеверной муки и резки должно быть обязательным для каждого колхоза области, в том числе и для тех, которые обеспечены зерновыми кормами. Совершенно недопустимо также скармливание грубых кормов в неподготовленном виде.

Не меньшее значение в сохранении скота, в поднятии его продуктивности имеют хорошо подготовленные помещения для зимовки животных. Однако, в ряде районов помещения готовились к зиме очень плохо. В Черновском районе, например, к началу зимовки нехватало 1366 мест для крупного рогатого скота и 150 мест для свиноматок. В колхозе имени Калинина, П.-Ильинского района, часть коров зимует в холодных конюшнях, а часть под навесом.

В 1942 году совершенно недостаточно проводилось новое строительство. Обычно ссылаются на отсутствие людей, плотников, леса и т. п. Насколько же эти ссылки неосновательны, говорит хотя бы такой пример: колхоз имени Кирова, Ворошиловского района, за лето построил два двора и купил 300 голов скота. А ведь данный колхоз ничем не отличается от сотен других колхозов. Все дело в желании и умении по-большевистски организовать работу.

Особое внимание участников совещания обращает тов. Кокшаров на недопустимость разбазаривания скота с колхозных ферм и забоя молодняка.

— Вопреки постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 марта 1942 года,—говорит докладчик,— некоторые председатели колхозов, идя на поводу отсталых и рваческих элементов, допускали явную антигосударственную практику. В Пермско-Сергинском районе, например, расход крупного рогатого скота (кроме мясопоставок и госзакупа) за 1942 год равен 22 процентам к наличному поголовью к началу года, в Оханском районе—20 процентам. Особенно много было разбазарено свиней и, в первую очередь, в таких районах, как Оханский, Суксунский и Нытвенский.

Партия и правительство обязывали широко использовать в качестве дополнительного источника роста поголовья скота в колхозах контрактацию и покупку скота у колхозников. Это указание полностью также не выполнено.

Сильно сказалась на выполнении государственного - плана увеличения поголовья скота неудовлетворительная организация случной кампании. В 1942 году план случной кампании по крупному рогатому скоту был выполнен только на 63,4 процента. В результате мы имеем исключительно высокую яловость скота в отдельных районах и колхозах. По Коми-Пермяцкому округу яловых коров оказалось 16 процентов, по Щ.-Озерскому району — 12 процентов. До сих пор недооценивается искусственное осеменение скота. Чтобы исправить такое положение, а мы обязаны это сделать, необходимо потребовать от руководителей колхозов и земельных органов и в первую очередь от зоотехнических работников большей ответственности за организацию искусственного осеменения, за четкое выполнение планов случной кампании.

Изо дня в день, по-большевистски организуя борьбу за увеличение общественного животноводства в колхозах, в то же время надо упорно, настойчиво вести борьбу за поднятие продуктивности скота.

Анализируя эту работу за истекший год, докладчик отмечает, что продуктивность скота во многих колхозах и районах еще чрезвычайно низкая. Средний удой молока на фуражную корову в 1942 году составил по области всего 823 литра, против 1250 литров по плану. Деловой выход поросят на одну свиноматку — 6,2 головы, против 11 по плану, ягнят на 100 овцематок было получено 125 голов вместо 140 голов.

Возможности же повышения продуктивности животноводства у нас огромны. Об этом говорят многочисленные примеры передовых ферм и стахановцев животноводства. Колхоз «Животновод», П.-Ильинского района, получил в 1942 году средний удой молока на фуражную корову в 2523 литра, колхоз «Об’единение», В.-Муллпнского района — 2125 литров, колхоз имени XVI партс’езда, того же района, — 2040 литров.

Главное, что обеспечило успех в этих колхозах—это заботливый уход за скотом, нормированное кормление, введение в рацион сочных кормов, организация зеленой подкормки в летний пастбищный период, раздой коров и ликвидация яловости коров.

Огромным стимулом в борьбе за рост животноводства и повышение его продуктивности является постановление партии и правительства о дополнительной оплате труда колхозников. Это постановление тесно связывает личные интересы колхозников с интересами колхозов и государства.

Доярка колхоза «Путь к социализму». Пермско-Ильинского района, Таисия Кирилловна Сажина надоила за год на фуражную корову 2413 литров молока, за что она получила в качестве дополнительной оплаты 2426 литров молока. Марфа Михайловна Романова, овцевод колхоза «Вперед», Нытвенского района, получила с каждой овцы своей группы по 2,2 килограмма шерсти при плане 2 килограмма. Ей выдано в порядке дополнительной оплаты 9 килограммов шерсти и за перевыполнение плана прироста телят она получила шесть овчин.

Таких примеров тысячи. Нужно шире показывать опыт передовиков, чтобы по примеру лучших стахановцев, по-фронтовому, не жалея своих сил, трудился каждый колхозник. Нужно растить, воспитывать кадры. Зоотехнические и ветеринарные работники, на которых возлагается огромная роль в воспитании новых кадров, должны быть не только советчиками, как это чаше всего бывает, но и активно вмешиваться в производственную жизнь колхозных ферм, быть подлинными борцами, организаторами за высокую культуру животноводства.

Переходя к вопросу о задачах дальнейшего под’ема общественного животноводства, тов. Кокшаров говорит:

— Колхозы нашей области в 1943 году могут и должны добиться дальнейшего роста поголовья рабочего и продуктивного скота и в первую очередь за счет максимального сохранения поголовья, особенно молодняка, и покупки скота у колхозников.

Увеличение поголовья всех видов скота должно идти и вместе с ростом его продуктивности.

Для успешного разрешения этой задачи необходимо укрепление кормовой базы, рост урожайности трав, силосных культур, кормовых корнеплодов, улучшение зоотехнического и ветеринарного обслуживания колхозов, улучшение дела содержания, ухода и кормления скота в колхозах.

В 1943 году нужно по-настоящему взяться за улучшение породности скота, навести должный порядок в племенном деле. Партийные и советские организации, работники политотделов МТС и специалисты земельные органов должны усилить внимание и руководство общественным животноводством. Они обязаны возглавить трудовой под’ем в колхозной деревне, организовать социалистическое соревнование района с районом, колхоза с колхозом и между фермами за дальнейшее увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

Политическая работа в массах должна быть поставлена так, чтобы каждый работник общественного животноводства, каждый колхозник и колхозница понимали, что чем лучше они будут работать, тем скорее будет достигнута победа над немецкими захватчиками.
Распечатать текст статьи Рубрикатор: Животноводство