Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Областное совещание по вопросам пропаганды и агитации

Газета «Звезда» №37 от 14.02.1943
Текст документа:

Областное совещание по вопросам пропаганды и агитации

Большой отряд наших ведущих пропагандистов, работников партийных кабинетов, отделов агитации и пропаганды, лекторов и консультантов собрался в обкоме партии, чтобы обобщить накопленный в дни войны опыт, обсудить имеющиеся недостатки и пути их устранения, определить очередные задачи политической пропаганды и агитации.

Докладчик па совещании – секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде тов. Жуков в своем докладе подробно рассказывает собравшимся о состоянии агитационной н пропагандистской работы в городах и селах области.

Он указывает на то, что политическая активность и кругозор народных масс неизмеримо вырастают с каждым днем. Горячее желание разобраться современной обстановке, осмыслить всю глубину происходящих событий, понять ход и перспективы борьбы нашего народа с фашистскими захватчиками — стало органической потребностью каждого советского человека. На удовлетворение этих возросших требований и направлена наша пропагандистская и агитационная деятельность.

Основой основ в ней является глубокое раз’яснение исторических выступлений вождя и полководца страны – товарища Сталина и практическое выполнение его указаний. Пропагандисты и агитаторы области выступают не только в роли информаторов происходящих событий, но и в качестве организаторов масс на самоотверженный труд, на успешное разрешение важнейших задач тыла, на всемерное усиление помощи героической Красной Армии.

Большая организаторская работа проведена партийными организациями по воспитанию и выращиванию кадров пропагандистов и агитаторов, которые несут в массы большевистское слово, воспитывая любовь к родине, готовность беззаветно трудиться для победы над врагом.

...Осенью прошлого года на Калинской дистанции контактной сети начал свою деятельность в качестве агитатора Владимир Иванович Николаев. Его воспитанники — молодые, неопытные рабочие, часто отступали перед трудностями. В жизни коллектива они слыли пассивными, робкими и в то же время непослушными.

Но агитатор умело проник в душу каждого новичка. – Я пришел к выводу, – пишет в своем дневнике агитатор, – что одними административными мерами ничего не поделаешь. Надо привить людям любовь к производству, уважение и интерес к своей профессии. Трудно, знаю. Но другого пути нет. Однажды они отказались исправлять неполадки в сети высокого напряжения. Еще убьет! – говорит один. Да и на что это?...

Агитатор проводит беседу о плане ГОЭЛРО, о том значении, какое Ленин придавал электрификации России. Заинтересовались, стали расспрашивать. Сделал еще доклад та эту тему. Интерес огромный. Лезть на столб к проводам высокого напряжения уже не кажется ненужным.

И так шаг за шагом вел Николаев новичков. От политических бесед он переходил к технической учебе, от громких читок – к практической организации соревнования, к освоению дополнительных профессий и, наконец, вырастил из новичков замечательных стахановцев производства. Многочисленные факты подтверждают огромную мобилизующую силу большевистского слова.

Положительные стороны работы пропагандистов и агитаторов не могут, однако, заслонить имеющихся пробелов. Наиболее крупным из недостатков, о котором говорилось на совещании, является отсутствие определенной системы в пропагандистской агитационной работе, глубоко продуманного порядка, который бы предопределял перспективы на будущее. Некоторые горкомы и райкомы забросили политическое воспитание своего актива и руководство им часто сводят «к накачкам». Такой «стиль» работы усвоен, например, в Частинском и Больше-Сосновском районах.

Серьезнейшим недостатком в ряде районов является отрыв агитации и пропаганды от хозяйственных задач. Тематика лекций, докладов и бесед часто не отвечает животрепещущим боевым вопросам производственной жизни. В ряде березовских колхозов, например, сорван план хлебопоставок, трудовая дисциплина низкая, хлеб разбазаривается, а агитаторы только тем я занимаются, что произносят длинные речи отвлеченного характера.

К Уралу и. в частности, к Молотовской области. ЦК ВКП(б) пред’являет большие требования, н одно из самых существенных требований –поднятие партийной, политической и культурной работы до уровня передовых центров страны. Это требование диктуется прежде всего возрастающим промышленным значением Урала, необходимостью дальнейшего общего культурного и производственного роста трудящихся. Урал не только становой хребет обороны. Урал – арсенал большевистских кадров, которые, несомненно, будут выполнять решающую роль в восстановлении хозяйства в освобожденных районах родины.

И на ближайший период задачи пропагандистов и агитаторов области сводятся, прежде всего к устранению недостатков в политической воспитательной работе, к еще более широкому ее развертыванию. Началом этого должно послужить коренное улучшение руководства пропагандистско-агитационными кадрами, повышение их организующей роли.

Надо смелее внедрять в практику такие формы, как товарищеские беседы, обмен опытом, продуманные и систематические консультации. Повседневно повышать идейный и культурный уровень пропагандистов и агитаторов, сделав наши парткабинеты. избы-читальни, клубы, агитпункты, кино, библиотеки и т. д. подлинными штабами политического, культурного и хозяйственного воспитания людей – на службу этим задачам надо поставить все испытанные формы и методы партийной работы.

Коренными участками пропагандистско-агитационной работы являются ответственнейшие отрасли промышленности нашей области, решающие дальнейший успех всей работы. Эти отрасли – электростанции, железнодорожный транспорт, черная металлургия и уголь. Из-за ослабления их работы в январе ряд предприятий не выполнил плана, потерял первенство в соревновании. Это случилось только потому, что партийные организации таких предприятий, как Закам-ТЭЦ и Губахинская электростанция, совершенно запустили политическую работу и предоставили самотеку социалистическое соревнование, ослабили трудовую дисциплину, сузили свою воспитательную деятельность, особенно в рабочих общежитиях.

Чрезвычайно возрастает сейчас значение партийной работы среда молодых рабочих. С повестки дня партийных организаторов не должны сходить борьба за выполнение и перевыполнение производственных заданий, организация работы профсоюза и комсомола, вопросы соревнования, строжайшего режима экономии и дисциплины.

Первой заповедью сельских пропагандистов и агитаторов на равне с завершением плана хлебопоставок становится подготовка к весеннему севу.

Борьба за полное выполнение социалистических обязательств, взятых трудящимися области к славной 25-й годовщине Красной Армии – вот лозунг, над выполнением которого должен работать каждый пропагандист и агитатор.

Участники совещания рассказывали о своем положительном опыте и недочетах, обсудили перспективы дальнейшей работы.

ТОВ. ЧЕРНОВА, заведующая Краснокамским райпарткабинетом, говорила о том, как партийный кабинет осуществляет руководство агитаторами, лекторами и докладчиками.

– К каждой группе этих товарищей мы подходим диференцированно. Основной формой учебы агитаторов являются семинары. Созываются они в зависимости от тем. По общеполитическим вопросам мы проводим городские обширные семинары, по темам практического характера – кустовые и заводские.

Кроме семинарных занятий парткабинет практикует совещания агитаторов для обмена опытом. Здесь вместе с практическими указаниями агитаторы получают и теоретическую подготовку.

Работа с лекторами и докладчиками (а их у нас сорок человек) идет несколько иначе. В порядке методической помощи лекторам, докладчикам читаются инструктивные доклады. Здесь товарищи систематизируют материал, договариваются, как лучше строить выступление. Конспекты лекций и докладов проверяются и, кроме того, обсуждаются на лекторской группе.

ТОВ. ГРИГОРЬЕВА (Нытва) в своем выступлении осветила вопрос о том, как трудящиеся района изучают доклад товарища Сталина и Краткий курс истории партии.

– Доклад товарища Сталина является огромной мобилизующей силой, которая помогает нам в проведении всех мероприятий, – говорит она. Мы делаем все, чтобы указания великого вождя стали программой действия каждого рабочего и колхозника нашего района.

Отмечая положительные стороны работы, тов. Григорьева указывает в то же время на слабость контакта партийных кабинетов с сельскими партийными организациями.

ТОВ. ДРАЗНИЛОВА, пропагандист П.-Ильинского района, рассказала о своей работе по организации хлебозаготовок.

– Свою помощь, как пропагандист, я оказывала, прежде всего отстающим колхозам. Если срывалась молотьба и задерживалась вывозка хлеба, я спешила к агитаторам, вместе с ними разбиралась в причинах. А они чаще всего сводились к одному – отсутствию дисциплины. Тогда мы собирали производственное совещание и говорили с колхозниками «по душам».

В работе сельских агитаторов очень действенны такие формы, как утренняя проверка выходов на работу, посещение с целью бесед молотильных токов, сушилок, животноводческих ферм, метод индивидуальной и наглядной агитации.

ТОВ. ВИТЮК (Губаха) отметил в своем выступлении необходимость плановости и системы во всей пропагандистской агитационной деятельности.

– Наши агитколлективы и агитаторы долгое время не были об’единены организационно. Некоторые партолаги даже не знали всех своих агитаторов, политическая подготовка их не была проверена и понятно, что такие агитаторы числились на бумаге.

Исправлять положение мы начали с индивидуальных бесед с каждым агитатором и, установив общий уровень каждого из них, наладили учебу.

Мы так же ознакомились с Условиями работы агитаторов, составили их характеристики-анкеты и добились персонального утверждения на бюро. Сейчас все товарищи прикреплены к определенным участкам. Уже это первое мероприятие значительно систематизировало работу агитаторов. И плоды налицо. Агитколлективы па предприятиях и шахтах стали боевой наступательной силой.

ТОВ. МОРОВИКОВ, зам. заведующего военным отделом обкома партии, сделал ряд существенных замечаний о состоянии военной пропаганды в нашей области.

– Военная пропаганда, – говорит он, – предполагает прежде всего военную подготовку населения, укрепление его моральных и физических качеств, подготовку боевого полноценного резерва для Красной Армии Военная пропаганда – это воспитание в широких массах любви к нашей армии, воспитание ненависти к врагу, мобилизация всех сил на службу фронту.

Тов. Моровиков отмечает, что в ряде мест к важнейшему государственному делу – военной подготовке населения подходят формально Иногда люди читают блестящие лекции о Суворове, Кутузове и других полководцах но практически ничего не делают

На заводе вмени Сталина один пропагандист недавно блестяще изложил суворовскую науку побеждать. Но лекция одно, а дело—другое. И- когда руководителей военной подготовки спросили, почему у них срываются военные занятая, ответ был таков:

– Морозно на улице, выходить нельзя...

Этот разрыв в нашей практике и пропаганде нужно ликвидировать

Интересным было выступление на совещании лектора Коми-Пермяцкого окружкома тов. Рагинской, которая проиллюстрировала свои мысли яркими примерами из жизни и работы на лесоучастках и в колхозах округа. Большое внимание выступавшие уделяли вопросам качества большевистской пропаганда и агитации — целеустремленности, остроте и боевитости.

Многие товарищи пред’являли требования об улучшении руководства и помощи пропагандистам со стороны работников отдела пропаганды обкома партии.

Участники совещания помимо основного доклада прослушали ряд квалифицированных лекций.

Вчера совещание закончило свою работу.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Пропаганда и агитация