Выступление Черчилля в палате общин
ЛОНДОН. 12 февраля. (ТАСС). Как передает английское министерство информации, премьер- министр Черчилль выступил в палате общин с речью о военном положении.
Основная цель, которую мы ставили перед собой на конференции в Касабланке, сказал он, это—сразиться с силами противника на суше, на море и в воздухе в возможно более широких масштабах и как можно скорее. Необходимость вступить в более тесное соприкосновение с врагом и усилить борьбу превалирует над другими соображениями, которые обычно могли бы быть сами по себе решающими. Нам нужно истреблять и обескровливать врага, всеми физически возможными и разумными способами так же, как он истребляется и обескровливается на всем обширном русском фронте—от Белого до Черного морей.
Отметив, что Великобритания и США должны преодолеть при решении этой задачи большие трудности. Черчилль подробно остановился на подводной войне.
Правительства Англии и Америки поставили на первое место во всех своих планах задачу преодоления угрозы подводной войны. Эта установка была самым определенным образом подтверждена представителями об’единенных штабов в Касабланке. Мы несем на море, сказал Черчилль, весьма крупные потери, которые мешают нам и задерживают наши операции. Однако, борьба против подводных лодок протекает успешно. В этой борьбе мы веяли верх и даже больше, чем взяли верх.
За последние 6 месяце строительство новых судов, в том числе, американское и крупное канадское судостроение, превысило все потери об’единенных наций свыше, чем на 1.250 тыс. тони, потери за последние два месяца были наиболее низкими за более чем годичный период. Число германских подводных лодок возрастает, но растут также и их потери и улучшаются как способы нападения на них, так и методы защиты караванов от них. Однако, продолжал Черчилль, мы не можем допустить в дальнейшем потерь подобного масштаба, хотя бы даже они перекрывались новым строительством.
Если Англия и США не ослабят своих усилий и борьба против подводных лодок сохранит свое первое место в наших планах и в наших действиях, я беру на себя, говорит Черчилль, ответственность заверить палату общин, а я ее до сих пор не вводил в заблуждение, что в отношении судоходства мы к концу 1943 года будем находиться в лучшем положении, чем сейчас. И хотя было бы неосторожно пытаться заглядывать далеко вперед, тем по менее все тенденции свидетельствуют о том, что если не случится что-либо совершенно новое и неожиданное в этой хорошо изученной области, то к концу 1944 года мы будем находиться в еще лучшем положении, если предположить, что война продлится до этого времени.
Чем меньше мы будем терять судов, тем более интенсивными смогут быть англо-американские военные усилия. Увеличение тоннажа даст возможность наносить врагу более тяжелые удары. От того, как размеры нового судостроения будут превышать потери, зависит размер того бремени, которое мы можем снять с России, и то, как скоро окончится война.
Пусть враг, если ему это угодно, лелеет тщетные надежды предотвратить свою гибель путем подводной войны. Он не может предотвратить эту гибель, но может отсрочить ее, и наше дело сократить оторочку напряжением всех возможных усилий. Только после того, как были хладнокровно и трезво учтены все моменты, от которых, конечно, зависит сохранение нашей жизни и свободы, президент, с моего полного согласия, как представителя военного кабинета, решил, что основным принципом конференции в Касабланке является требование полной и безоговорочной капитуляции всех наших врагов. Наше категорическое требование безоговорочной капитуляции не означает, что мы запятнаем свое победоносное оружие несправедливым и жестоким обращением со всем населением, но преступники должны быть преданы в руки правосудия, и оно должно
быть суповым и безжалостным. От нацистской и фашистской мощи и от японской военной машины мы не должны оставить никакого следа, когда дело будет сделано, а оно, безусловно, будет сделано.
Теперь у нас имеется исчерпывающий план действий, определяющий назначение вооруженных сил, а также направление их действий, и мы намерены осуществлять этот план согласно нашей политики в течение блнжайших 9 месяцев, до окончания которых мы, несомненно, попытаемся встретиться вновь.
Английские и американские эксперты и политические руководители обладали огромным преимуществом благодаря тому, что они могли свободно и откровенно обмениваться мнениями на одном и том же языке. Однако это ни в коей мере не уменьшает нашего глубокого сожаления по поводу того, что Сталин и некоторые из его выдающихся генералов не могли быть среди нас. Президент Рузвельт, несмотря на свой физический недуг, который он столь героически превозмог, был готов отправиться вплоть до Хартума в надежде на тройственную встречу. Однако премьер Сталин является верховным руководителем всего огромного русского наступления, которое тогда уже было в полном разгаре и которое продолжает неуклонно и триумфально развиваться. Как он заявил нам, он не мог оставить своего поста хотя бы на один день, но я могу заверить палату, что, несмотря на его отсутствие, мы поставили перед собой, как первую обязанность, сделать максимум того, что в наших силах, чтобы помочь огромным и великолепным усилиям русских и попытаться оттянуть врага и его воздушные силы с русского фронта, поскольку вопросы подводной войны были поставлены таким образом, что дают нам возможность действовать наступательно.
Английские и американские стратеги и лидеры единодушно присоединяются к принятому год назад решению, а именно, что поражение Гитлера и разгром германской мощи должны получить приоритет над решающей фазой войны с Японией. Как я уже указал два месяца назад, разгром врага в Европе может быть достигнет до того, как будет одержана победа над Японией, и я заявил, что в этом случае все силы британской империи— сухопутные, морские и воздушные — будут с наибольшей возможной быстротой переброшены на дальневосточный театр и что Англия будет продолжать войну вместе с США с прежней энергией до тех пор, пока Япония не будет вынуждена к безоговорочной капитуляции.
В настоящее время в войне против Японии действия Англии ограничиваются индийским театром операций. Наши военные усилия в Азии, в частности, направлены к тому, чтобы открыть бирманскую дорогу для оказания всяческой возможной помощи Китаю. Мы поддерживаем тесную связь с генералиссимусом Чан Кай-ши, которого мы были бы рады видеть на конференции, если бы он смог на нее прибыть. Командующий военно-воздушными силами США генерал Арнольд и фельдмаршал Дилл находятся в Чунцине, обсуждая с генералиссимусом то, что мы имели в виду. Мы уже получили от него выражение удовлетворения по поводу большой дополнительной помощи, которую мы предоставили Китаю на данном этапе его длительной и непоколебимой борьбы. Генералиссимус согласен также с планами будущих действий на Дальнем Востоке, которые мы сообщили ему в виде результатов наших переговоров.
Вот что можно сказать о решениях, принятых в Касабланке, и их последствиях, насколько они подлежат опубликованию.
Я должен, однако, добавить следующее: смотря на все, что делает Россия, на огромные успехи советской армии, я чувствовал бы себя не на том уровне, которого требуют события, если бы я не был уверен всем сердцем и сознанием в том, что делается и будет делаться все доступное человеческим силам для того, чтобы с предельной быстротой и энергией и в самых широких масштабах ввести в действие английские и американские вооруженные силы против врага. Президент и я настоятельно и особенно подчеркивали это нашим военным советникам и экспертам. Одобряя их планы и размещение сил, мы официально предлагали им придать большую силу атакам и провесов их с большей скоростью. Для достижения этой цели по обеим сторонам Атлантики прилагаются энергичные усилия.
Черчилль сообщил, что с полного согласия Рузвельта он прибыл в Турцию на совещание с руководителями Турции. Я уже предупреждал, сказал Черчилль, против того, чтобы читать между строк коммюнике, которое было уже опубликовано по поводу этого совещания. Наша политика ни в какой мере не направлена на то, чтобы поставить Турцию в затруднительное положение. Напротив, катастрофа Турции была бы катастрофой Англии и всех об’единенных наций. До сих пор Турция удерживала прочный барьер против агрессии с какой- либо стороны, и благодаря этому даже в самые черные дни она оказывала нам неоценимую службу, предотвращая распространение войны через Турцию на Иран, и Ирак и предотвращая угрозой нефтепромыслам Абадана, имеющим жизненно важное значений для всей войны на востоке.
Об’единенные нации, в особенности Англия, весьма заинтересованы в том, чтобы Турция была хорошо оснащена оружием современной войны и чтобы ее храбрая пехота, не испытывала недостатка в важнейшем вооружении, играющем решающую роль на полях битвы в настоящее время. Теперь впервые мы и Соединенные Штаты имеем возможность снабжать Турцию этим оружием насколько позволяет пропускная способность ее железных дорог и других коммуникаций. Мы можем дать ей столько, сколько она в состоянии взять, и мы поставляем это оружие так же быстро и даже быстрее, чем турецкие войска способны его освоить. На настоящем совещании я не пред’являл Турции каких-либо требований за исключением предложения тщательно организовать это перевооружение. В настоящее время в Анкаре заседает смешанная англо-турецкая военная миссия, занимающаяся вопросами максимального развития общей оборонной мощи Турции путем внедрения этого нового оружия и улучшения коммуникаций с тем, чтобы турецкая армия достигла максимальной степени эффективности. Турция является нашим союзником и другом. И мы можем пожелать, чтобы ее территория, ее интересы и права были эффективно защищены. Мы особенно желаем достижения теплых и дружеских взаимоотношений между Турцией и нашим великим северным другом, с которым мы связаны 20-летним англо-русским договором.
Далее Черчилль остановился на своем посещении Кипра, Каира и Триполи. Он напомнил об обстоятельствах разгрома армии Роммеля в Эль-Аламейна.
Об операции в Северной Африке, сказал Черчилль, я считаю, можно судить по словам, сказанным Сталиным мне, когда я рассказал ему о ней в августе прошлого года. Он заявил, что эта операция является правильной в военном отношении. Она, несомненно, изменила стратегическую ось войны. В Северо-Западной Африке было успешно высажено почти 500 тыс. человек, и сейчас эти войска находятся под контролем Соединенных Штатов.
Некоторые люди поглощены вопросом о прошлых действиях различных французских официальных лиц, которых, по мнению американцев, разумно использовать. Что касается меня, то я должен признать, что я в большей степени заинтересован в безопасности армии и в успехе операций, которые вскоре вновь достигнут своей кульминационной точки.
Я попытался сказать палате все, — закончил свою речь Черчилль, — что, как я убежден известно противнику, и не сказать ей чего-либо такого, что противник не должен бы знать. Во всяком случае, я обращаюсь ко всем патриотам по обе стороны Атлантического океана: сурово расправляйтесь со всеми теми, кто сеет раздоры и недовольство, где бы они ни находились, и обеспечьте, чтобы наши военные машины вступали в сражение при возможно более благоприятных условиях для нашего дела.