За боевую политическую работу в деревне
В своем приказе в день 25 годовщины Красной Армии Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин дал всему советскому народу историческую программу нашей борьбы и окончательного разгрома немецких оккупантов. Поздравляя героических защитниковродины с завоеванными победами, товарищ Сталин указывает, что «борьба с немецкими захватчиками еще не кончена,—она только развертывается и разгорается».
Великий Сталин говорит о том, что эта борьба потребует немало еще времени, жертв, напряжения наших сил, что враг без боя не покинет ни одного километра нашей земли и способен пойти на новые авантюры. Великий Сталин говорит советскому народу, Красной Армии: «...в наших рядах не должно быть места благодушию, беспечности, зазнайству».
Исторический приказ вождя должен глубоко понять каждый советский патриот, неуклонно выполнять его как святой и первый долг, повсеместно раз’яснять приказ Верховного Главнокомандующего, вести массы на новые победы, на все большую помощь фронту. Эта почетная и боевая задача ложится на наши партийные организации, на пропагандистов и агитаторов.
Огромная мобилизующая сила большевистского пламенного слова, широкая пропаганда Ленинско-сталинских идей—верное и сильнейшее средство партии для сплочения, организации и политического воспитания трудящихся масс.
В дни великой отечественной войны морально-политическое единство советских людей укрепилось еще больше, неизмеримо увеличился интерес к государственно-политическим, военным и международным вопросам. Даже те люди, которые ранее стояли далеко от политики, сейчас активно приобщились к ней. В этом огромную роль сыграли большевистская пропаганда и агитация, большевистское политическое воспитание. Благодаря им тысячи рядовых колхозников и колхозниц нашей области, никогда не числившихся в списках агитаторов, в условиях отечественной войны стали настоящими коммунистическими вожаками, активными помощниками партийных организаций. И слово таких товарищей обладает исключительной силой воздействия, ибо в большинстве случаев—это люди практики, передовики колхозов, показывающие образцы самоотверженного отношения к труду, к обязанностям советского патриота.
На самой северной окраине нашей области, в таежных искорских колхозах Ныробского района ведет свою кипучую работу агитколлектив, возглавляемый коммунистом т.Воробьевым. Эти люди, сыграли немалую роль в том, что в колхозах сельсовета наведен образцовый порядок. Колхозы и колхозники первыми в районе и раньше намеченного срока выполнили все свои обязательства перед государством, давно засыпали колхозные амбары доброкачественным семенным зерном, подготовились к севу. Содержание скота на фермах поставлено образцово, надой молока намного превышает плановое задание и т.д.
Возникает вопрос: как была обеспечена здесь организованность колхозников? Можно ли думать, что это сделано силами одних лишь агитаторов? Конечно, нет, ибо их в сельсовете только восемнадцать человек. Агитаторы помогали десяткам, сотням рядовых колхозников бороться за трудовую дисциплину, за сплоченность, за Стахановскую помощь фронту.
Большим авторитетом пользовалась, например, колхозница. Ф. Г. Сивухина. Простая в обращении, вдумчивая и рассудительная, она умела иногда подействовать на людей одной репликой, каким-нибудь удачным слоном, удачно сделанным замечанием. Это узнали в агитколлективе, помогли женщине стать читчиком газет, политическим информатором, а потом научили проводить хорошие беседы. Колхозники избрали Сивухину бригадиром. И теперь люди из ее бригады- первые запевалы в любом колхозном деле.
Таких примеров в нашей области много.
Рост политического сознания трудящихся пред’являет повышенные требования ко всей нашей партийно-политической работе. И сельские партийные организации, несомненно, многое сделали для улучшения пропаганды н агитации.
Но в ряде мест содержание массовой политической работы явно отстает от поставленных задач. Этот упрек надо сделать, в первую очередь, в адрес тех сельских партийных организаций, районы и колхозы которых до сих пор не выполнили государственных обязательств.
Как, например, организуют политическую работу Ординский райком партии и его отдел пропаганды и агитации? Прежде всего—без определенной, вдумчивой системы и плана, без дифференцированного подхода к людям. Даже такое, казалось бы, элементарное дело, как ознакомление колхозников с сообщениями Совинформбюро, здесь часто не проводится. Доклады и лекции, не говоря уже о беседах рядовых агитаторов, часто не выдерживают критики. Они общи и не направляют внимания слушателей на выполнение непосредственных задач колхозников, ни к чему конкретно не призывают.
В практике работы райкома партии редки случаи, когда бы внимательно и серьезно обсуждались вопросы о том, как нужно строить доклад, какие темы наиболее актуальны, кто будет читать лекцию, как ее организовать. Подбор агитаторов и пропагандистов сводится к формальному занесению в протоколы фамилий, без разбора и обсуждения политической грамотности и способности товарищей.
Этим же основным недостатком страдает руководство агитационно-пропагандистской работой в Верещагинском районе. И здесь партийные руководители мало вникают в «детали», а в лучшем случае ограничиваются повторением «общих установок».
Агитация и пропаганда, нуждаются не в общем, а конкретном руководстве и должны выливаться в определенные формы. Партийный руководитель обязан постоянно контролировать деятельность агитаторов и пропагандистов, изучать и обобщать их опыт, передавать его новичкам, добиваться того, чтобы каждый из них глубоко понимал и выполнял свою роль политического организатора. Вот почему партийные организации основное внимание и заботу должны сосредоточить на организации повседневной помощи лекторам, пропагандистам, агитаторам, политпросветработникам. Держать их постоянно в курсе всех политических событий, проводить с ними совещания, семинары, лекции, доклады. Нацеливать их на то, чтобы каждая их беседа была конкретна, целеустремлена и направлена на разрешение определенной хозяйственно-политической задачи колхоза, МТС.
Размах политической работы в деревне, действенность, конкретность, злободневность ее стоят в прямой зависимости от руководства партийных и комсомольских организаций. А партийные кабинеты, избы-читальни, клубы и другие культурно-просветительные учреждения призваны являть собой подлинно боевые центры политического, культурного и хозяйственного воспитания колхозных масс. Эти учреждения должны стать настоящей большевистской школой сельских пропагандистов и агитаторов.
Между тем, в ряде районов (Уинский, Б -Сосновский, Частинский) партийные кабинеты ослабили связь с первичными парторганизациями, работники их не оказывают сельскому активу нужной помощи в политическом самообразовании, на занятиях агитколлективов и беседах, проводимых агитаторами, не присутствуют. Такая оторванность приводит к тому, что парткабинеты нередко пустуют, к консультантам целыми днями никто не приходит.
Колхозная деревня находится сейчас в преддверии второй фронтовой весны. Немедленно погасить задолженность перед государством по поставкам сельскохозяйственных продуктов за 1942 год, образцово подготовиться и провести весенний сев, дать в 1943 году для героической Красной Армии и страны еще больше хлеба, мяса, молока, овощей и т.д.— такова важнейшая задача, поставленная перед колхозниками, партией и правительством.
В руках партийных организаций, агитаторов и пропагандистов имеется величественный документ-приказ Верховного Главнокомандующего вооруженными силами Советского Союза товарища Сталина.
Нет более почетной обязанности для наших агитаторов и пропагандистов, как нести в массы слова сталинского приказа — этой боевой программы борьбы советского народа против гитлеризма, за окончательный разгром немецких захватчиков.