СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ТЕХНИКУ— В БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ
Лучшие МТС нашей области закончили и заканчивают подготовку тракторов к весенним полевым работам. Передовики социалистического соревнования в честь 25 годовщины Красной Армии — Окуловская МТС (директор тов. Ведерников) и Чусовская МТС (директор т. Миронов) — досрочно выполнили план ремонта, тракторов.
Успех работы этих МТС обеспечили большевистская организованность, смекалка, инициатива и изобретательность. Не ожидая запасных частей от промышленности, старшие механики Окуловской и Чусовской МТС с начала ремонта проверили каждый трактор, определили, какие запасные части потребуются, что имеет МТС, а о недостающих деталях рассказали рабочим, мобилизовали их ка экономию этих деталей, на изыскание методов замены и реставрация.
Правильная ориентировка коллектива ремонтников на изыскание внутренних возможностей не замедлила дать положительные результаты. Окуловская МТС выполнила план реставрации и изготовления новых запасных частей на 128 процентов и освоила впервые реставрацию и изготовление свыше 50 деталей.
Недостаток роликовых подшипников задерживал в Окуловской МТС сборку коробки скоростей. По предложению механика т. Орлова роликовые подшипники были заменены скользящими, которые при проверке в работе дали положительные результаты. В середине января в МТС недоставало поршней увеличенного диаметра. Рабочая смекалка и желание своевременно отремонтировать тракторы к весеннему севу и здесь помогли найти выход на месте. Поршни нагревались в горне; благодаря нагреву металла поршень расширялся по диаметру до одного миллиметра, -что вполне достаточно для установления необходимых зазоров между поршнем и цилиндром.
В дни войны наши МТС приобрели широкий опыт реставрации и изготовления ряда сложных деталей. Например, подшипник, заново изготовленный П.-Березовской -МТС, не отличались от заводского. То же самое можно сказать и об ускорителе магнето с пружиной, которая делается Карагайской МТС из клапанной пружины. Таких примеров много. Все это—результат слаженности в работе, расчета, инициативы и большевистской организованности, чего нельзя сказать, например, о Сепычевской МТС.
Директор Сепычевской МТС тов. Туров, который не отремонтировал еще и одной трети парка, видит причину срыва ремонта в том, что у МТС нет электростанции и что кадры очень молодые. Рассуждениями обо всем этом Туров ввел в заблуждение и весь свой коллектив. На самом деле причина провала подготовки тракторов в Сепычевской МТС в том, что труд па ремонте не организован. Люди не закреплены за узлами и часто переводятся с одной, работы на другую. Между тем, если бы труд был правильно организован, если бы каждый рабочий знал свое место, то, используя только светлое время суток, даже всего 6—7 часов, МТС могла бы выпускать из ремонта не менее одного трактора в день.
Ко второй военной весне МТС нашей области должны не только во-время отремонтировать каждый трактор, но и отремонтировать высококачественно. Однако, как показала проверка, качество ремонта тракторов далеко не соответствует требованиям военного времени. В Кудымкарской МТС у 25 тракторов, считавшихся отремонтированными, найдено до 30 дефектов в каждом, а 12 тракторов были поставлены на повторный ремонт. У тракторов такие недопустимые, дефекты, как зазор между поршнем и гильзой свыше четверти миллиметра, отсутствие карбюраторов для подачи воды, неоттянутые шпоры, т. е. такие дефекты, которые снижают мощность мотора и ведут к перерасходу горючего. Плохое качество ремонта тракторов установлено в Ворошиловской и Шабуничевской МТС.
Несмотря на все трудности ремонта, вызываемые ограниченным количеством остродефицитных запасных частей, нельзя допускать такого положения, чтобы трактор вышел в поле с недостатками, вызывающими перерасход горючего и снижение производительности.
При ремонте тракторов, приемке и проверке качества их проверочными комиссиями следует обращать особенное внимание на ремонт карбюраторов и калибровку распылителей. Необходимо следить за тем, чтобы было плотное перекрытие отверстия регулирующим колпаком, обращать внимание на установку карбюратора для подачи воды, ремонт и регулировку зазоров клапанов, установку зазоров между поршнем и гильзой, подгонку компрессионных и масляных колец, чтобы исправно работало магнето и установка опережения зажигания соответствовала 36 градусам.
Необходимо также тщательно проверять систему охлаждения, удаление накипи из радиатора и рубашки цилиндров. Всасывающие трубы должны быть освобождены от нагара. Кроме этого МТС должны подготовить тракторы так, чтобы обеспечить наиболее ранний их выход на полевые работы. С этой целью все колесные тракторы должны быть оборудованы уширителями.
Наряду с ремонтом тракторов, нельзя забывать о подготовке прицепного сельскохозяйственного инвентаря. Ремонт плугов, сеялок, культиваторов значительно отстает от ремонта тракторов, а такие МТС, как Чердынская, Оханская и Б.-Кустовская, еще не приступали к ремонту прицепного инвентаря.
В ряде районов отстает ремонт сельскохозяйственных машин колхозов. Фокинский район отремонтировал, например, всего 8 процентов плугов и 12 процентов сеялок, Верещагинский район — 17 процентов плугов и 21 процент сеялок.
Райземотделы и исполкомы райсоветов этих районов не организовали помощь колхозам, не имеющим кузнецов, не выполнили указания обкома ВКП(б) об организации межрайонных колхозных кузниц для ремонта сельскохозяйственного инвентаря окружающих колхозов и не привлекли к ремонту машинистов, которые работали раньше или будут работать в 1943 году на этих машинах. Руководители районов, столь запустившие подготовку к весеннему севу сельскохозяйственного инвентаря, должны сделать для себя соответствующие выводы и принять срочные меры, чтобы выправить положение с ремонтом тракторов и сельскохозяйственных машин МТС и колхозов.
Наряду с ремонтом тракторов и других машин, необходимо сейчас же, не откладывая ни на один день, приступать к комплектованию полевых тракторных бригад, оборудовать полевые станы, бригадные нефтехранилища, обеспечить бригады заправочным инвентарем и инструментом.
Опыт показал, что те МТС, которые не обеспечивают ремонта моторов комбайнов до начала весеннего сева, как правило, не обеспечивают своевременную подготовку комбайнов к уборке урожая. Поэтому в каждой МТС параллельно с ремонтом тракторов необходимо организовать ремонт моторов и отдельных узлов комбайнов: цепей, полотен, сит, шнеков, ножей. Там же, где мастерские позволяют ремонтировать комбайны, надо готовить комбайны полностью.
Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин МТС и колхозов должна идти по-боевому, чтобы вторая военная весна была встречена в полной боевой готовности.
Г. ДАЖИК - главный инженер облзо.