Бои в районе Харьков—Донбасс
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
В феврале советские войска, развивая успех наступления, нанесли немцам тяжелые поражения на Северном Донце, в Донбассе и в районе Харькова. В результате упорных боев части Красной Армии овладели Харьковом, многими городами Донбасса, важнейшими железнодорожными и шоссейными линиями западнее, юго-западнее и южнее Харькова. Передовые наши части выдвигались к Днепру.
Бои разгорались с каждым днем. Передовые части наступающих усиливали натиск. Но в свою очередь немцы с каждым днем оказывали все более упорное сопротивление. Они предприняли несколько крупных контратак против наших передовых частей. Все эти контратаки были отбиты с немалым уроном для врага. Однако немцы продолжали подбрасывать свежие силы, и в конце февраля их контратаки переросли в контрнаступление.
К этому времени неприятель сосредоточил на узком фронте 25 дивизий, в том числе 12 танковых и одну моторизованную. Всю эту крупную группировку немцы бросили против наших подвижных частей, выдвигавшихся к Днепру. Чтобы понять, почему именно здесь развернулось контрнаступление противника, следует полностью представить себе обстановку, сложившуюся к тому времени в Донбассе и на соседних участках фронта.
Глубокое вклинение наших войск на юг привело к перехвату важнейших коммуникаций противника — Изюм, Барвенково, Красноармейское, Павлоград. Все это города, стоящие на железнодорожных магистралях, питающих донбасскую группировку немцев войсками и боеприпасами. Потеря этих городов лишала противника возможности производить перегруппировки, сковывала его маневр.
Из Германии, Франции, Бельгии и с некоторых участков советско-германского фронта были спешно стянуты свежие танковые и пехотные части. Сюда же был переброшен недавно сформированный эсэсовский корпус в составе четырех танковых и одной моторизованной дивизии. В самом Донбассе немцы спешно создали ударный танковый кулак. Таким образом неприятелю удалось добиться весьма существенного превосходства в силах.
Свое контрнаступление немцы стали вести в трех направлениях: из района Красноармейское на Краматорскую—Славянск, отсюда же вторым танковым клином на Барвенково и одновременно из района Павлограда на Лозовую. Путем глубоких охватывающих ударов немецкое командование рассчитывало окружить и уничтожить наши выдвинувшиеся вперед войска, а затем овладеть районом Харькова. Однако этому плану не суждено было осуществиться в самом главном: никакого окружения и уничтожения у немцев не получилось. Ведя упорные сдерживающие бои передовыми частями, наши войска своевременно отошли на рубеж Северного Донца по приказу командования и остановили здесь контрнаступление превосходящих сил противника.
Следует отметить, что перед нашими войсками стояли огромные трудности. Глубоко вклинившиеся в расположение противника части проделали большой путь наступления и с боями продвинулись на сотни километров. В ряде мест наша пехота еще не успела подтянуться вслед за передовыми частями. Поэтому советским танкистам и артиллеристам пришлось на некоторых участках нести на себе всю тяжесть неравных боев с численно превосходящим врагом и приложить героические усилия, чтобы отразить его натиск.
Одна стрелковая часть, принявшая на себя главный удар немецких танков, несколько дней удерживала свой рубеж. Здесь в бой было брошено до 250 вражеских танков. 50 из них остались сожженными и подбитыми на поле боя. Бойцы погибали в неравной борьбе, но не покидали своих позиций. Стойкая оборона на этом рубеже обеспечила маневр одной группы наших войск. Большим упорством отличались бои за город Красноармейское. Прорвавшаяся сюда наша танковая часть подверглась контрудару немецких танков и мотопехоты с фланга. Несколько дней оборонялась эта часть в городе, отражая непрерывные атаки крупных сил противника. В любой момент она могла выйти из города и пробиться к своим, но, не имея приказа оставить Красноармейское, танкисты дрались в нем до конца. Они создали прочную круговую оборону, использовали танки как неподвижные огневые точки, умело расставили имевшиеся в их распоряжении артиллерийские средства, укрепились в домах.
Немцы несколько раз переходили в атаки, большими танковыми группами врывались на улицы, но откатывались под губительным огнем обороны. Город и подступы к нему были усеяны трупами немецких солдат и офицеров, десятками сожженных танков. Когда дальнейшее сопротивление стало уже ненужным, поскольку часть выполнила полностью свою задачу, гарнизон города внезапно контратаковал противника и вышел к своим войскам. Город был занят немцами ценою огромных потерь в технике и живой силе.
С такой же стойкостью и мужеством отражали наши бойцы танковые атаки противника на Барвенково. Немцы не смогли взять город лобовым ударом, как ни пытались этого добиться. Потеряв бесплодно несколько дней, противник вынужден был снова прибегнуть к перегруппировке и обходному маневру. Кровопролитные бои разыгрались в районе восточнее Барвенково. Здесь наши части остановили вражеское контрнаступление. Один из самых мощных немецких танковых клиньев надломился. Большую роль сыграла в этих боях наша артиллерия, которая сосредоточенным огнем по пристрелянным рубежам срывала танковые атаки врага. Здесь немцы понесли наиболее значительные потери. Лишь на участке Н-ской стрелковой части было подбито и уничтожено за день 17 немецких танков. Часть не только отразила все атаки, но и потеснила противника на несколько километров.
Главные усилия немцы сосредоточили в направлении на Лозовую. Решающего успеха, однако, они и здесь не сумели добиться. Самые яростные их атаки не раз разбивались о стойкость нашей противотанковой обороны. Некоторые опорные пункты по два и три раза переходили из рук в руки.
В районе Славянска и Лисичанска наши части после упорных боев также остановили контрнаступление немцев на рубеже Северного Донца. Попытки противника развить успех и форсировать реку встретили сильное сопротивление наших войск, укрепившихся под прикрытием арьергардов. Артиллерия и авиация разрушили все переправы через Северный Донец, и немецкие танки расстреливались на подходе к реке. В одном бою гаубичная батарея под командой гвардии лейтенанта Тарасенко, ведя огонь прямой наводкой, сожгла 5 неприятельских танков, 8 танков взорвалось на минах, расставленных под огнем противника саперным подразделением старшего лейтенанта Шайдурова. Саперы охраняли это минное поле до самого подхода танков.
Обломав свои танковые клинья на Северном Донце и не добившись никакого окружения наших войск, противник вновь перегруппировал силы в районе южнее и западнее Харькова. Он с прежней яростью атакует наши позиции, стремясь нащупать слабые места и с помощью бронированных кулаков прорваться к Харькову. Всюду бои здесь носят ожесточенный характер. Располагая многочисленными танковыми и пехотными частями в небольшом районе боев, немцы бросают все их в бой, стремятся во что бы то ни стало сломить сопротивление наших войск. Но это не удается противнику. Наши части стойко отбивают атаки немцев и наносят им огромные потери.
Майор К.БУКОВСКИЙ.
Действующая армия.