На Широковском створе
В тот день мы проделали сравнительно сложный путь. 14 километров на лошадях из Кизела, где находится управление строительства, 14 километров на дрезине по таежной ветке и еще 8 километров - по таежной лежневой дороге на грузовике. Произошло это довольно быстро и организованно. Таков и общий стиль на этой примечательной стройке военного времени.
Под солнечными косыми лучами весеннего солнца блестят снежные шапки близких елок. Толстый белый ковер укрыл невообразимый бурелом, по которому летом ни пройти, ни проехать.
И зимой видно, что, начиная от Полочинки - основной базы - обжита только небольшая часть тайги - по ту и другую сторону дороги. У строителей здешний стаж не многим больше года. Не следует забывать об упорном труде людей, в короткий срок прогрызших непроходимую чащу.
Чем ближе к концу пути, тем гуще приземистые деревянные постройки. Они не успели посереть от непогоды. Раскинулись дома подсобного хозяйства, промелькнул дом отдыха (в тайге!). Проплывает поселок длинных материальных складов. В тупике стоят платформы с огромными деталями механизмов, прикрытых толем.
Далекая дорога потребовалась, чтобы попасть на так называемый створ. Здесь в сужении долины, на скальной гряде, пересекшей русло горной реки Косьвы, строится Широковская гидроэлектростанция. В глухой тайге впервые воздвигается гигантская преграда водной стихии, скрытая энергия которой незаслуженно забыта на Урале. Известно, что Молотовская область весьма богата водной энергией. Подсчитано, что на основных реках области можно построить до 50 станций - больших, средних и малых. В целом это означает - миллионы киловатт новых мощностей.
Строительство многих таких станций является, несомненно, делом ближайших лет. Только дешевая и обильная энергия укрощенной железобетонными плотинами воды создаст простор для реализации алюминиевой, магниевой и других энергоемких областей промышленности. Широковская станция - одна на трех строящихся сейчас на Западном Урале.
Проводниками группы журналистов были главный инженер строительства, профессор Владимир Дмитриевич Журин и заместитель начальника строительства Порфирий Иванович Панфилов. У обоих за плечами - солидный опыт строительства самых различных сооружений.
На строительстве собран сильный коллектив строителей, проектировщиков и монтажников. Возглавляет его Григорий Давыдовыч Афанасьев.
Коллективная мысль совершенствует все время проект станции. Она теперь будет иметь значительно больший напор в сравнении с тем, что намечался вначале. Высота плотины будет не 26 метров, а 36. Днепровская плотина - гордость советского народа - только на метр выше! Широковская плотина, конечно, короче Днепровской, но все равно - 400 метров ее длины достаточно солидны, если не сказать величественны.
Будущая плотина легка. Специалисты называют ее контрфорсной. Она не будет сплошной бетонной стеной. На плотину пойдет во много раз меньше цемента, чем пошло его на плотину Днепрогэса. На гребень из десятков гигантских опор, похожих на речные быки-ледорезы, будет наложена сплошная железобетонная наклонная плита. Точный расчет показывает, что такая плита прекрасно сдержит напор воды.
Косьва - капризная горная река. До прихода строителей она была совсем пустынной. Здесь раньше искали и находили золото. По обрывам бродили охотники и сплавщики. В последние годы чаще стали появляться геологи.
Зимой трудно определить русло реки под покровом снега. Это маленький ручеек. Зато весной река грозно пучится, заполняет всю долину, неся на гребнях волн сплавную древесину. Однако, никак нельзя сравнить весенний разлив с огромным постоянным водохранилищем длиной в 25 километров, которое возникает в пойме реки после постройки плотины. Мы пробуем представить себе красивейшее зрелище покоренной реки, когда добираемся, наконец, до высоких берегов створа.
Внизу кипит напряженная работа. Плотину строят не всю сразу. Это трудно сделать - надо ведь где-то оставить проход воде. В обходе на створе существует деление на правый и левый берега. Левый - более обжит. С этого конца начали возводить плотину и гидростанцию. Надо было построить перемыску - длинный сплошной вал, окруживший большой участок русла. Строители отгородились от воды. Мощные насосы откачали отсюда воду и начали с помощью экскаваторов, кайл и взрывчатки грызть береговой откос и русло реки. Перед мысленным взором предстает огромное напряжение сил людей, пришедсиш на берег этой угрюмой реки.
Мы сходим вниз, в котлован. Красноватое дно его ниже уровня реки. Трещат перфораторные молотки там, где протянулся ряд длинных щелей. Здесь лягут фундаменты - опор плотины. Приходится рвать аммоналом песчаник обнаженной скалы - настолько он крепок.
Совсем близко расположился бетонный завод. От него вдоль берега протянулась узкоколейка. Вдали видна фабрика франкционирования, где сортируется гравий. Специальная котельная построена для бетонного завода.
От него вдоль берега протянулась узкоколейка. Вдали видна фабрика фракционирования, где сортируется гравий. Специальная котельная построена для бетонного завода.
Укладка бетона временно прекращена. Она развернется в полный ход в апреле. Строители ожидают, что весь котлован будет затоплен. Они спокойно готовятся откачивать воду, как это уже однажды делали в прошлом году.
Выдержка левобережцев воспитана в суровой борьбе с тайгой. Мы беседуем с Григорием Евсеевичем Московичем - опытным строителем-практиком. Он руководит работами на левом берегу с самого начала стройки. Он вспоминает, как в конце декабря 1942 года на станцию Половинка прибыл первый эшелон рабочих с оборудованием и продовольствием. Выгружались прями в двухметровый снег. На второй день отряд плотников пошел в тайгу. В тот же день по тропе дошли до створов. Обосновались на острове Широком. Москович помнит, что к 11 января здесь уже раскинулся палаточный городок. Налицо были - кухня, пекарня, баня, жилье, красный уголок. С острова ушли в апреле перед паводком во вновь отстроенные дома на берегу.
Правобережный участок сейчас в меньшей славе. Он приобретет ее, когда контрофорсы - опоры левой половины плотины - поднимутся над нынешним уровнем и можно будет между ними пустить воду. Тогда строители на правом берегу отгородятся от реки и повторят приблизительно в том же порядке все, что сейчас делают левобережцы. Пока на правом берегу усиленно строят жилища.
Люди правобережного участка строили мост через Косьву, все сооружения механического цеха. В активе участка труднейшая прокладка высоковольтной линии электропередачи, строительство понизительной подстанции и до 20 тысяч кубометров жилищ и культурно-бытовых учреждений. Этот же участок строил фабрику фракционирования и 4,5 километра узкоколейки.
За 26 месяцев строители проделали огромную работу. Но положено только начало. Предстоит не менее огромная работа. Надо будет преодолеть еще очень много трудностей. На стройке большая нужда в кирпиче, гидравлической извести, цементе, арматурном железе, и область может им очень во многом помочь. У строителей есть твердая уверенность, что в 1945 году плотина преградит путь Косьве, и остановленная в своем беге вода щедро отдает свою энергию.
Б. Забрусков.
Строительная площадка Широковской гидростанции.