По-военному подготовить навигацию на Каме
Толстый ледяной покров еще оковывает многоводную Каму — одну из величайших водных артерий страны. Но стремительные мартовские ветры уже напоминают о том, что близится весна. Скоро взовьется вымпел на пароходе «1 мая», завоевавшем честь первым выйти в первый рейс. Навигация 1943 года не за горами.
На Камское речное пароходство в нынешнем году область возлагает особенно большие надежды. Разросшаяся промышленность, развившееся сельское хозяйство вызвали огромное увеличение перевозок. Пермская железная дорога в силу целого ряда причин не справляется полностью с этим грандиозным потоком грузов. Возникают транспортные затруднения, в разрешении которых Камское речное пароходство может и должно сыграть большую роль.
Молотовская область богата водными путями Кама. с ее судоходными притоками образует крупнейшую магистраль, связывающую большинство районов и промышленных центров области. Удельный вес перевозок по воде очень велик. В минувшем году четверть всех грузов в области была перевезена по речным путям.
Но в свете новых, намного возросших задач темпы и уровень прошлогодней работы речников никак не могут удовлетворить нас теперь. Предстоят огромные восстановительные работы на Волге, особенно в Сталинграде, Они потребуют много леса и металла. Все это должно быть подвезено по воде. Нужно, наконец, освободить железнодорожный транспорт от грузов, которые могуследовать водным путем. Калийные удобрения Соликамска, химикаты Березников, частично уголь Кизела и многие строительные материалы, тяготеющие к Каме, необходимо перевозить годным транспортом. Долг речников Камы—работать с такой нагрузкой, какая обеспечила бы сполна внутренние потребности области и общие запросы страны.
Успех навигации прежде всего зависит от нашей собственной организованности, от умения всесторонне и по - серьезному подготовиться к летним перевозкам. Времени, кстати сказать, осталось не так уж много. Речники нуждаются в помощи всей партийной организации области и. в первую очередь со стороны хозяйственных руководителей предприятий. Нужна взаимная деловая поддержка, повседневный рабочий контакт,
В самом деле, что смогут сделать речники, если и в нынешнем году заводы будут по десятку суток задерживать на своих причалах груженые суда?! Ведь это же факт, что за то время, какое флот бесцельно простоял на причалах Добрянского металлургического завода, можно было бы доставить предприятию еще 60 тысяч тонн разных грузов. А в конце концов, самая небольшая механизация погрузочно- разгрузочных работ могла бы кардинально изменить положение. Стоило, ведь, только заняться этим делом на Майкорском заводе, например,—и даже незначительная механизация наполовину снизила простои судов.
Директоры заводов, пользующихся услугами речного пароходства, тоже должны готовиться к предстоящей навигации. Максимальная механизация заводских причалов, своевременный подвое грузов к пристаням с целью всемерного использования периода так называемой «большой воды»,—вот чего требуют задачи военной навигации от руководителей предприятий.
Состоявшийся недавно пленум обкома ВКП(б), обсуждая очередные вопросы народного хозяйства области, подчеркнул особое значение вывоза грузов с малых рек—притоков Камы, из районов, не имеющих железнодорожных путей. Здесь доставка каждой тонны груза водой экономит нередко труд многих людей и освобождает десятки лошадей. Случается, в отдаленных районах тратят немало сил, чтобы разрешить проблему гужевого транспорта, а вот использование богатых водных путей считается там почему-то вопросом почти неразрешимым. Строительство мелкосидящих баркасов и лодок считают, непосильной проблемой!
Эксплоатация наших мелких рек, особенно основных—Сылвы и Чусовой, в нынешнюю навигацию должна быть значительно расширена и, в первую очередь, за счет перевозки стройматериалов и продуктов сельского хозяйства из Кунгура, Кишерти и других районов.
Главная задача ближайших дней — успешно закончить зимний ремонт судов. Тут мы сталкиваемся с отставанием от установленного графика. Точно так же не выдерживается и график ремонта перегрузочных механизмов на пристанях. Пристанское хозяйство вообще еще не приведено в порядок. Но беда не только в этом. Внушает опасение качество ремонта. На судоремонтном заводе «Память Дзержинского» допущено 108 случаев брака. И характерно, что все бракоделы остались безнаказанными. Пора понять руководителям заводов, капитанам и механикам, возглавляющим ремонт на своих судах, что взятые ими темпы работ никак не обеспечат сдачу в срок всех судов.
Навигация 1943 года будет тем более напряженной, что вся тяжесть предстоящих больших работ ляжет на плечи преимущественно новых, малоопытных и, часто, совсем неопытных людей. Вопрос о кадрах, здесь, как по всюду, приобретает нынче особую остроту. Кадров водников явно не хватает—и командных, и рядовых. Подготовка их организована неудовлетворительно, а время не ждет. Политотделу пароходства, местным партийным организациям следует ближе заинтересоваться этим важнейшим делом, помочь подготовить полноценные кадры и, в первую очередь, командный состав судов к открытию навигации.
По-военному должны готовиться речники Камы к горячей поре. Славные традиции стойких камских водников, прославивших себя доблестью и геройством в грозные дни сталинградской эпопеи, зовут всех работников речного транспорта работать по- военному: четко, быстро, не страшась трудностей.
К навигации 1943 года подготовимся так, чтобы с честью выполнить ответственные задания, возложенные партией и правительством на военный Урал.