Против топтания на месте
Шесть лет, как я работаю наладчиком автоматов. Обслуживаю 8 сложных «индексов», на которых изготовляется очень существенная для боевой продукции деталь. Конечно, зрелым наладчиком становишься не сразу. Сначала у меня смелости хватало только на 2 станка. Но война подгоняет человека, заставляет меньше оглядываться назад. В прошлом году я обсуживал уже четыре, а потом 6 станков. И, наконец, взялся за все восемь. Ничего не поделаешь,—так требовала обстановка, так нужно для фронта.
В нашем цехе есть ряд товарищей, которые по опыту и квалификации стоят на одном уровне со мной и даже выше. Олни из них следуют постоянно Стахановскому девизу: двигаться вперед и вперед, и особенно строго придерживаются этого правила в дни войны. Вот хотя бы мой сменщик т. Васильев, тоже управляет восемью станками. Но другие... О я их и хочу поговорить. Чувство обиды берет меня, когда смотрю на работу этих людей. И опыт у них большой, и дело знают, и норму в общем выполняют, а работают все теми же темпами, что и год, и два назад, а точнее сказать—топчутся на месте.
В чем дело? Почему старый наладчик Борис Иванович Малышев, человек отличной квалификации, обслуживает только четыре станка, т. е. столько, сколько обслуживал год назад? Четыре станка – это, может быть, не так плохо, это—больше нормы. Но разве не под силу Борису Ивановичу 6 и 8 автоматов? Разве он до конца использует свои знания и умения?
Дело в том, что отдельные наши рабочие, в том числе и т. Малышев, добившись однажды хороших результатов, начинают успокаиваться на этом, а то и зазнаваться. Они не думают больше над тем, как бы повысить показатели, предпочитая почему-то годами ходить в ударниках, в то время, как давно могли бы стать стахановцами. Тов. Малышев в свое время нет-нет да и применял какую-нибудь рационализаторскую новость. Но вот за последний год заглохла его инициатива. А ведь надо сказать прямо, этот наладчик, если бы он по-настоящему, по-военному пустил в ход все приобретенные им знания, если бы настойчиво улучшал, совершенствовал работу, он мог бы многое сделать. Однако, Малышев относится сейчас пассивно к такому важному вопросу, как творческий подход к работе,
и заслуживает, конечно, самого серьезного упрека.
К сожалению, Малышев не один. На участке № 5 работает наладчик Графов. Ничего не скажешь, толковый, хороший наладчик. Но опять-таки работает он не на полную мощность, не использует эффективно всего накопленного производственного багажа и уж совсем почти не думает над тем, чтобы двигаться вперед. Ведь факт, что Графов ничем, как стахановец, не ознаменовал прошедший год. Графов, как и некоторые другие, видимо, считает, что он дошел до вершин стахановского мастерства и этого ему, дескать, хватит на много лет. Надо ли доказывать неправильность этого взгляда.
Хочется напомнить товарищам, что движение вперед возможно только в том случае, если человек постоянно ищет пути повышения производительности труда, если вчерашние успехи не кружат ему голову, а заставляют еще больше задумываться над лучшей организацией работы. Плохо, когда рабочий слагает оружие при первой легкой победе. То, что я сегодня обслуживаю 8 станков, обеспечиваю один сменное задание —результат напряженной и трудной работы. Помню, когда год назад на автоматах осваивалась изготовляющаяся и сейчас деталь, я учел недостаток прежнего технологического расчета. Как известно, технологический расчет предполагает определенные режимы резания, скорости, ходы кривых и т. д. И вот я предложил свои поправки к расчету. Они сводились к перестановке инструмента на другие позиции, к реконструкции инструмента,—вместо дискового резца, например, предложил призматический. Это увеличило срок службы резца, создало больше удобств в наладке, и, следовательно, дело пошло быстрей. А быстрота у нас имеет большое значение. Достигнутые результаты я отнюдь не считаю пределом. Требования фронта повышаются, и я, вот, думаю в ближайшем будущем опять усовершенствовать технологический расчет. Тогда можно будет взяться за обслуживание 10 автоматов.
По такому пути могут, по-моему, идти многие наши наладчики. Пора им активно включиться в творческую работу, отказаться от ненужного и вредного зазнайства. Пора им понять, что военное время требует от нас, стахановцев, постоянного движения вперед.
Яков УВЕНКОВ—
стахановец завода, где главным инженером т. Далингер.