Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Большое государственное дело

Газета «Звезда» №69 от 27.03.1943
Текст документа:

Большое государственное дело

Отечественная война поставила перед советской школой ответственнейшую задачу воспитания из юношей и девушек сильных и смелых людей, патриотов своей родины, готовых в любую минуту встать в ряды ее защитников. Несмотря на военную обстановку, наша страна не забывает свое молодое поколение. Сталинский закон о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста по прежнему является основным государственным мероприятием в области народного образования. Как выполняется этот закон в нашей области?

Образец настойчивой, упорной борьбы за полный охват детей всеобучем показал Нытвенский район, в котором учатся все дети-школьники. Этот успех был завоеван общими усилиями работников школ и общественности района. 131 человек оставался здесь вне стен школы к началу учебного года. Инспекторы района с помощью родителей и комсомольских организаций выявили причины непосещения учащимися занятий. Тем, которые нуждались в одежде и обуви, были выданы валенки, теплое платье. Районный отдел народного образования провел совещание директоров школ по вопросу всеобуча. Все это дало возможность привлечь в школу 82 человека.

Но 49 детей еще не учились. Учителя, родительские комитеты, вся общественность продолжали настойчиво бороться за привлечение в школу и остальных. И вот, к декабрю школы Нытвенского района добились полной посещаемости. Важно отметить, что Нытвенское районо получает большую помощь от райкома ВКП(б) и исполкома райсовета. Райисполком систематически занимается вопросами всеобуча. Районо, сельисполкомы отчитываются в райсовете, решения по отчетам отличаются конкретностью, выполнение их всегда потом проверяется. Поэтому они особенно действенны.

Ленинский, Кагановичский, Кировский районы г. Молотова также выполнили закон о всеобуче. Близки к ним по результатам своей работы Верещагинский, Карагайский, Ныробский районы и гор. Кунгур. Но этих примеров немного. Общее положение со всеобучем по области далеко не удовлетворительно. Начав осенью школьные занятия в сроки, установленные правительством, мы, однако, не сумели, к началу учебного года полностью охватить детей обучением. Сейчас по разным причинам очень многие остаются за бортом школы.

В Лысьве, например, не учится 767 детей. Много ребят не посещают школу в Губахинском, Осинском, Бардымском, Ильинском, Куединском районах, в Коми-Пермяцком округе. Руководители районо и школ в этих районах не занимаются со всей серьезностью вопросами всеобуча, а исполкомы райсоветов не контролируют их работу. Школу шахты им. Сталина в Половинке не посещали 193 учащихся. Директора школы тов. Завьялову это положение не беспокоило. Она не принимала никаких мер, чтобы вернуть ушедших из школы. Страдали здесь и другие участки работы. За беспечное отношение к своим обязанностям за невыполнение закона о всеобуче Завьялова с работы снята.

Проведенная недавно по решению облисполкома и обкома ВКП(б) неделя помощи школе показала полную возможность осуществления закона о всеобуче без всяких ссылок на военное время. По 37 районам области за эту неделю возвращено в школу 3535 детей. Неделя помощи прошла, как большое, серьезное мероприятие, сыгравшее очень положительную роль в жизни школы. Внимание к школе партийных, советских, комсомольских организаций и всей общественности резко возросло. Оживилась работа родительских комитетов, комиссий содействия всеобучу, усилилась помощь детям фронтовиков.

Задача теперь состоит в том, чтобы закрепить достигнутое и на основе его добиться в ближайшее время выполнения закона о всеобуче. Неделя помощи школе показала, как преодолевается одна из причин непосещения детьми школы — недостаток обуви и одежды. В ряде районов были организованы сбор и починка верхней одежды и платья. Сотни детей в Карагайском, Кишертском, Краснокамском районах, в Кунгуре, получив одежду, стали посещать школу. Но свыше 500 учащихся в Лысьве, сотни ребят в Еловском районе не ходят на уроки из-за отсутствия обуви. Этот факт - прямой укор общественности этих районов. Ведь если бы в Лысьве и Елово райисполкомы по - настоящему взялись выполнять решение XI сессии облсовета об организации починочных мастерских, то многие учащиеся давно бы пришли в школу.

1430 школьников не бывают в школе по домашним обстоятельствам. В Уинском, Александровском районах учеба таких детей организована на дому. Почему не делают этого в Лысьве, Куеде и других местах?

Отдельные руководители школ и районо слишком своеобразно понимают закон о всеобуче. Они вызывают не посещающего школу подростка и говорят ему: «Или садись за парту, или иди на производство». Когда подросток устраивается на завод, школа вычеркивает его из списков не посещающих школу и на этом дело заканчивается. А ведь школа несет полную ответственность за учащегося, ушедшего на завод, она обязана обучать его и после этого. Должна быть налажена систематическая учеба подростков.

Одновременно надо позаботиться о восполнении знаний вернувшихся учеников. Они должны наравне с другими освоить весь учебный материал и перейти в следующий класс.

В выполнении всех этих задач большая роль принадлежит комсомольским и пионерским организациям, призванным помогать учителям и руководителям школ в осуществлении всеобуча. Особенно много могут и должны проделать тимуровские команды.

Борьба за всеобуч - это прежде всего борьба с отсевом учащихся из школы. У нас этот отсев все еще очень высок. Причина — слабый контроль школ за тем, как дети посещают уроки. Отдельные директора школ (Уинский и Чернушинский районы) по неделям и больше не заглядывают в классные журналы, не интересуются посещаемостью. Между тем, все директора обязаны ежедневно выявлять причины непосещения школьниками занятий и немедленно принимать меры к возвращению их. Те, кто не делают этого, вольно или невольно срывают выполнение закона о всеобуче.

Очень серьезно надо заняться школьным питанием. В области лишь отдельные районы сумели хорошо поставить это дело. Так, в Пермско-Сергинском районе организованы горячие завтраки во всех школах. В Березниках к организации школьного питания привлечены ОРС’ы предприятий, снабжающие школы продуктами. А в Чернушинском, Больше-Сосновском, Березовском, Юго-Осокинском районах, в Соликамске питание в школах налажено очень плохо. Однако, общественность этих районов, райисполкомы, райкомы ВКП(б) считают такое положение «нормальным». Продолжает оставаться напряженным также положение с топливом. Правда, дрова для всех школ заготовлены, но завозятся плохо. Особенно отстают Черновской, Куединский, Юго-Осокинский и Чердынский районы, где подвезено всего 35—50 процентов заготовленных дров.

Все это отрицательно сказывается на осуществлении сталинского закона о всеобуче. Развертывающееся сейчас в области движение за повышение культуры трудящихся Урала до уровня культуры трудящихся Ленинграда выдвигает перед школами новые, более ответственные задачи. Но можно ли говорить о борьбе за такую культуру, когда тысячи детей остаются вне стен школы? Конечно, нет. Вот почему делом чести работников народного образования, важной государственной задачей исполкомов советов и всей общественности является полный охват всех детей школьной учебой.

В. МОСЯГИН- заведующий Молотовским областным отделом народного образования

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Школа