Постановление XIII пленума Молотовского обкома ВКП(б) 26-27 февраля 1944 года
Многие машинно-тракторные станции области, преодолевая трудности военного времени, успешно справляются с выполнением плана тракторных работ и оказывают большую помощь в деле укрепления колхозов.
Однако, значительная часть МТС области в течение последних трех лет работала неудовлетворительно — не выполняла планов тракторных работ, допускала грубейшие нарушения агротехники и совершенно недостаточно содействовала укреплению колхозов.
Выработка на один условный трактор за три года сократилась с 400 до 194 гектаров. Особенно плохо используются наиболее мощные и экономичные газогенераторные тракторы, выполнившие план 1943 года всего лишь на 28 проц.
Нетерпимым является положение с использованием комбайнов, производительность которых упала за последние три года в три раза:
Ряд машинно-тракторных станций области, ввиду неудовлетворительного состояния тракторов (вследствие плохого качества их ремонта, игнорирования правил технического ухода за машинами в поле и бесхозяйственности в тракторных бригадах) допускает огромный перерасход жидкого топлива и тем самым сокращает объем тракторных работ.
Машинно-тракторные станции области не выполняют своей главной государственной обязанности — плана натуроплаты, а это происходит вследствие того, что директоры МТС не соблюдают договорных — обязательств перед колхозами и своим преступно пренебрежительным отношением к агротехнике не обеспечивают получение нормальных урожаев.
Особенно неудовлетворительно работают: Насадская, Ленинская, Рождественская, Зем(не читается)ская, Б. Усинская, Ашапская, Дубовская, Торговищская, Лысьвенская, Тюлькинская, Ча(не читается)нская, Бабкинская, Больше-Сосновская, Зотинская. Екатерининская и Сепычевская МТС, которые систематически не выполняют плана, не обеспечивают должное качество выполняемых работ, допускают огромный перерасход горючего и не оказывают необходимой организационной и агротехнической помощи колхозам.
Такое ухудшение работы машинно-тракторных станций стало возможным потому, что многие райкомы и горкомы ВКП(б) ослабили свое внимание к хозяйственной деятельности МТС. Парторганизации не вели необходимой борьбы с бесхозяйственностью с недоброкачественным ремонтом тракторов и комбайнов, примиренчески относились к вопиющему нарушению агротехники со стороны МТС.
Серьезной причиной ухудшения работы и организационно-хозяйственного состояния ряда МТС явилось то, что райкомы партии и директоры МТС не вели серьезной работы по практическому обучению и воспитанию механизаторских кадров МТС плохо, плохо готовили их к началу полевых работ, а в полевых условиях не оказывали достаточной технической помощи. В результате – имели место частые аварии, нарушения правил агротехники и технической эксплоатации машин, огромные простои тракторов и перерасход горючего.
Директоры многих МТС, райкомы партии и райисполкомы не заботились о создании нормальных бытовых условий трактористам, бригадирам тракторных бригад и комбайнерам и не принимали необходимых мер к полному и своевременному взысканию с колхозов и выдаче натуральной оплаты трактористам, бригадирам и комбайнерам за их работу.
Во многих МТС допускалась вредная практика огульного (без выяснения виновности) наложения штрафов за перерасход горючего на трактористов и комбайнеров, что вызывало большую текучесть кадров.
В ряде МТС не прилагается и не прилагалось серьезного значения качеству ремонта тракторов, а райкомы партии не контролировали выполнение этого решающего условия нормальной работы машин. В результате в начале полевых работ большое количество тракторов выходило из строя.
Многие райкомы партии и областной земельный отдел плохо занимались укреплением и расширением ремонтной базы МТС, в результате чего ряд станций (Сепычевская, Дубровская, названия двух станций не читаются, Зотинская, Тюлькинская) до сих пор не имеют самого простого оборудования в мастерских и вследствие этого ежегодного не обеспечивают доброкачественного и своевременного ремонта машин.
Пленум обкома отмечает, что ремонт машинно-тракторного парка и особенно прицепного инвентаря и газогенераторных тракторов в области проходит явно
Несмотря на то, что до начала весеннего сева осталось мало времени ряд МТС и особенно Тюлькинская, Екатерининская, Больше Сосновская, Сепычевская, Зотинская, Ленинская, Торго(текст не читается)ская, Гондыревская, Бикбардинская, Дубровская и Асовская серьезно отстают в ремонте машинно-тракторного парка, а райкомы партии – Соликамский, Сивинский, Б. Сосновский, Верещагинский, П.-Сергинский, Суксунский, Куединский, Еловский и Березовский не принимают необходимых мер к ускорению темпов и повышению качества ремонта тракторов в этих МТС.
Пленум обкома ВКП(б) отмечает, что от одной из главных причин неудовлетворительного хода ремонта тракторов является невыполнение заданий обкома ВКП(б) по производству запасных частей к тракторам и сельхозмашинам многими предприятиями союзной и местной промышленности.
Особенно плохо относятся к выполнению заказов для сельского хозяйства руководители заводов: Молотовского паровозоремонтного (начальник завода т. Лубков, парторг ЦК ВКП(б) т. Кириченко), Чусовского металлургического завода (директор т. Попов, парторг ЦК ВКП(б) т. Забалуев), Кунгурского машзавода (директор т. Пасюта, секретарь парторганизации т. Рощупкин), Юго-Камского завода (директор т. Малолеткин, секретарь парторганизации т. Аликин), Очерского завода (директор т. Крыловпарторг ЦК ВКП(б) т. Киселев), а также предприятия промкооперации (начальник управления т. Лебедев) и Облместпрома (тов. Кельманович).
Пленум обкома ВКП(б) разъясняет директорам, парторгам ЦК ВКП(б) и секретарям парторганизаций промышленных предприятий, что без помощи промышленности в изготовлении запасных частей, тракторный парк, не может быть приведен в работоспособное состояние и что восстановление и ремонт его является не узковедомственным делом земельных органов, а важнейшей государственной, военно-хозяйственной задачей, равной производству военной техники и боеприпасов.
Пленум обкома ВКП(б) считает серьезной ошибкой руководителей МТС, когда они сами, а также и агрономические работники не вникают глубоко в жизнь сельхозартелей, безответственно относятся к важнейшим агротехническим мероприятиям и не выполняют их, не оказывают правлениям колхозов должной помощи в работе, а все это вредно отражается на урожае и организационно-экономическом состоянии колхозов, и, указывает руководителям МТС, что их работа оценивается не только по выполнению плана тракторных работ, но и по величине урожая на колхозных полях и по валовому сбору продуктов сельского хозяйства в колхозах.
Пленум обкома ВКП(б) указывает всем партийным, советским и комсомольским организациям, земельным органам и директорам МТС, что главной их задачей в 1944 голу является получение высоких урожаев всех сельскохозяйственных культур, а это целиком и полностью зависит от доброкачественного ремонта и производительного использования тракторов и сельхозмашин, и требует от райкомов партии, райисполкомов, райкомов комсомола, земельных органов и директоров МТС сосредоточить свое внимание на повышении агротехники, на ликвидации бесхозяйственности в МТС, на ускорении и высоком качестве ремонта тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, на серьезной подготовке и политическом воспитании кадров трактористов, комбайнеров, механиков, бригадиров тракторных бригад, на решительном укреплении трудовой дисциплины и внедрения лучших форм организации производства в МТС.
Пленум обкома ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обязать райкомы партии, райисполкомы и облземотдел усилить руководство и помощь машинно-тракторным станциям, коренным образом улучшить работу МТС, чтобы они на практике стали главным рычагом организационно - хозяйственного укрепления колхозов.
2 Пленум обкома считает совершенно нетерпимым факты обезлички и раскомплектования тракторов и комбайнов, а также случаи бесхозяйственного хранения и порчи машин, и категорически требует от Облземотдела, райкомов партии, райисполкомов и директоров МТС:
а) до 1 мая 1944 года восстановить все раскомплектованные тракторы и прицепные машины;
6) до 15 октября 1944 года отремонтировать все старые, а также построить вновь на усадьбах МТС и в колхозах машинные сараи и навесы:
в) не допускать оставления машин в поле, бесхозяйственного хранения и раскомплектования их, а виновных в этом привлекать к уголовной ответственности, как за расхищение государственной собственности.
Отмечая, что наличие преступной, бесхозяйственности и обезлички в МТС, а также случаев расхищения горючего и других материальных ценностей является следствием совершенно неудовлетворительного состояния учета и отчетности в МТС, пленум обкома ВКП(б) обязывает райкомы партии, облземотдел и директоров МТС ликвидировать запущенность в учете труда и материальных ценностей в МТС, укрепить счетный аппарат МТС и повысить его ответственность за дело.
Пленум обкома предлагает Облземотделу и директорам МТС:
а) до 15 апреля 1944 года укомплектовать счетный аппарат МТС соответствующими работниками, а тракторные бригады учетчиками, подготовленными на 10-дневных семинарах;
6) организовать при ОБЛЗО курсы по переподготовке бухгалтеров и счетоводов МТС и МТМ;
в) установить такой порядок, чтобы Облземотдел проводил не реже, чем один раз 8 квартал проверку (ревизию) постановки учета и отчетности в МТС и МТМ.
3. Обязать облземотдел (т. Левченкова) до наступления весеннего сева разобраться с положением дел по каждой отдающей МТС, разработать конкретные мероприятия по их организационно-хозяйственному укреплению и к 1 мая 1944 года представить на рассмотрение обкома ВКП(б).
4. В целях улучшения эксплоатации машинно-тракторного парка обязать райисполкомы и директоров МТС:
а) установить, как правило, что тракторная бригада закрепляется за одним колхозом и работает одновременно всем составом тракторов на одном или смежных полях:
6) в связи с тем, что в отдельных МТС включено в обслуживание много отдаленных и не нуждающихся в помощи тракторными работами колхозов, что распыляет силы МТС, затрудняет руководство тракторными бригадами и искусственно снижает энергетические ресурсы района, пересмотреть до 1 апреля 1944 года сеть обслуживаемых машинно-тракторными станциями колхозов и отдаленные колхозы, которые своими силами могут справиться с сельхозработами, исключить из района деятельности МТС, обратив особое внимание на усиление помощи отстающим колхозам,
5. Обязать райкомы ВКП(б) и директоров МТС восстановить работу советов МТС, являющихся органами деловой связи с колхозами созывать советы с участием бригадиров тракторных бригад, регулярно перед началом каждой сельскохозяйственной кампании (весенний сев, подъем паров и работы по уходу за посевами, подготовка к уборке урожая и осеннему севу, уборка урожая и хлебозаготовки, зимние работы). Установить регулярное (после весеннею сева, перед уборкой урожая и после уборочной кампании) проведение отчетов МТС перед колхозами о выполнении договоров.
6. Обязать секретарей райкомов ВКП(б), директоров и секретарей первичных парторганизаций МТС:
а) принять необходимые меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины в мастерских, обеспечить правильную организацию труда на ремонте, выполнение норм выработки каждым рабочим, полное использование оборудования мастерских и перевод их на круглосуточную работу;
6) серьезно заняться укреплением и расширением ремонтной базы, используя с этой целью помощь шефствующих над МТС промышленных предприятий;
в) организовать при каждой МТС подсобные хозяйства, столовые и общежития для ремонтных рабочих;
г) решительно улучшить агитационно-массовую работу среди ремонтных рабочих, закрепив за мастерскими МТС лучших агитаторов и пропагандистов.
7. Предложить ОБЛЗО (т. Левченкову) до 11 апреля 1944 года представить в обком ВКП(б) план конкретных мероприятий по укреплению и расширению ремонтной базы по каждой МТС.
8. Поручить бюро обкома ВКП(б) до 1 апреля 1944 года проверить на месте работу каждого предприятия союзной и местной промышленности по изготовлению запасных частей к тракторам и сельхозмашинам и принять необходимые меры к резкому улучшению работы промышленности по оказанию практической помощи машинно-тракторным станциям.
9. Потребовать от горкомов, райкомов ВКП(б), райгорисполкомов и директоров МТС безусловного выполнения плана подготовки механизаторских кадров по каждой МТС и предложить им обратить особое внимание на политическое их воспитание и практическое обучение, научить их в совершенстве владеть трактором, производить самостоятельно полевой ремонт машин, все операции технического ухода и ознакомить с основными приемами агротехники.
10. Предложить директорам МТС и начальнику ОБЛЗО т. Левченкову в месячный срок проверить правильность наложения штрафов на трактористов и комбайнеров за перерасход горючего и снять штрафы, если они наложены неправильно.
11. Обязать директоров МТС:
а) до 10 апреля 1944 года укомплектовать постоянным составом кадров тракторные бригады, закрепив за старшими трактористами тракторы, прицепные машины и необходимый инвентарь и инструмент, снабдить соответствующими документами по учету, разработать и вручить каждой бригаде годовое производственное задание с указанием вида, объема и качества тракторных работ и сроков их выполнения;
б) до 10 апреля 1944 года разработать правила внутреннего распорядка в тракторной бригаде, проработать их на общих бригадных собраниях и обеспечить строгое их выполнение в каждой бригаде;
в) организовать участковые кузницы‚ в которых сосредоточить текущий ремонт прицепных машин и мелкий ремонт тракторов. Укомплектовать эти кузницы до начала полевых работ необходимым оборудованием, инструментом, ходовыми запасными частями, а также кадрами (слесарь, кузнец);
г) к 1 апреля 1944 года создать при МТС не менее, чем 15 дневный запас жидкого топлива для работы тракторного парка и обеспечить выполнение годового плана заготовки и приемки чурок для работы газогенераторных тракторов;
е) полностью использовать мощность тракторов на полевых работах путем правильного подбора прицепного инвентаря и применения комбинированных агрегатов;
ж) обеспечить выполнение правил технического ухода за тракторами и сельскохозяйственными машинами каждой сменой трактористов и прицепщиков, обратить серьезное внимание на тщательность ухода за рабочими частями почвообрабатывающих орудий и других сельскохозяйственных машин (оттачивание лемехов, лап культиваторов, и дисков, смазку ходовых колес);
3) оборудовать колесные тракторы уширителями и добавочными шпорами для устранения буксования при работе на рыхлых и сырых почвах.
12. В целях улучшения оперативного руководства работой тракторных бригад и для оказания им своевременной организационно-технической помощи обязать директоров МТС учредить постоянную должность механика диспетчера, через которого директор обязан постоянно знать расход горючего, выработку, техническое состояние и место работы каждого трактора, чтобы своевременно принимать необходимые меры по работе тракторных бригад.
Обязать областное управление связи и райисполкомы выделить специальное время и обеспечить бесперебойную работу телефонной сети для диспетчерской связи МТС с тракторными бригадами.
13. В целях повышения квалификации директоров и других руководящих работников МТС предложить облзо (т. Левченкову) до 5 апреля 1944 года представить на рассмотрение бюро обкома соответствующие мероприятия,
14. Обязать райкомы партия серьезно укрепить первичные парторганизации МТС и создать при них боеспособные агитколлективы, усилить со стороны сельсоветов помощь тракторным бригадам и контроль за их работой
15. Обязать райкомы партий и комсомола, а также первичные партийные и комсомольские организации и рабочие комитеты МТС на основе развертывания широкого социалистического соревнования поднять всех работников станций на борьбу за повышение производительности машин, за наведение большевистского порядка на каждом участке работы, в каждой тракторной бригаде, чтобы сделать МТС образцовыми, культурными государственными предприятиями, которые бы служили примером для колхозов.