Девушка-машинист
Клавдия Емельянова совсем небольшого роста и не так уж много физической силы дала ей природа. Однако упорство и настойчивость этой девушки удивительны, энергия ее кажется неиссякаемой. За годы сознательной жизни Клавдия успела сделать гораздо больше своих подруг-ровесниц. Она постигла технику вождения поездов, стала хорошим машинистом. К этому Емельянова пробивалась своим упорством и трудом, прошла все "черновые" стадии, училась в ФЗУ, работала слесарем-паровозником и слесарем-автоматчиком, кочегаром. Затем вновь училась уже на помощника машиниста и, как помощник машиниста, работала старательно и ловко. А сейчас уже четыре месяца она полноправный хозяин паровоза и в ряду других машинистов Пермского депо кует победу над врагом.
Но Клавдия Емельянова предпочитает говорить о себе очень скромно.
— Скоро мне будет 21 год,—заявляет она,—а я еще и 100 тысяч километров не наездила.
И, восхищаясь работой других машинистов, добавляет:
— Война переродила наших деповских людей. Во весь дух мчат теперь машинисты поезда. Вот, Колпаков, что орден имеет, за 27 и 28 июля провел два состава и сэкономил 1747 килограммов топлива. Хорош ездят и другие машинисты. Ненависть к врагу захватила людей, готовы они все сделать, чтобы гитлеровских извергов раздавить... Жаль, что я на пригородных поездах работаю. Не дают нам нагоны делать, нето повела бы составы куда быстрей.
— И все же,—спрашивают Клавдию,—в дни войны Ваши показатели рознятся от прежних?
— Не знаю, не подсчитывала еще,—отвечает она.
— Ну, нормы по техническим скоростям выполняете?
— Это да.
— А с топливом как?
— И с топливом благополучно, пережога нет.
— А случаев брака?
— Этого и раньше у меня не было. И межпоездного ремонта не имела.
Емельянова любит свой паровоз, свою бригаду, свою профессию. С первого же дня получения прав машиниста она всеми силами борется за дисциплину, за отличную езду, за экономию времени и топлива. Характерная черта этой девушки—то, что каждую, самую маленькую стоянку она использует для дела. Обязательно посмотрит, надо ли где-нибудь покрепить, помазать. Так поступают и члены ее бригады -помощник машиниста Василий Плешков и кочегар Татьяна Долгих. Побывавшие много раз на паровозе Емельяновой машинисты-инструкторы Кокаровцев и Неволин говорили одобрительно:
— Чисто, приятно у вас, Клавдия Дмитриевна. Паровоз содержите по- хозяйски. Правда, староват он, ну да, скоро отправим его подлечить.
Маршруты Емельяновой идут в разные стороны: в Кунгур, Чусовую, Верещагино. Везде надо хорошо знать профиль пути и Клавдия изучила его отлично. Вдвойне зорче она стала в дни войны следить за всем, строже относится к своей работе, еще ревностней наблюдает за паровозом.
— Враг всюду может навредить и особенно на железной дороге,—говорит она, —а пост мой государственный.
...Недавно Емельянова, как обычно, выехала в очередной рейс. Через некоторое время она поручила своему помощнику Плешкову проверить работу отдельных частей машины. Он скоро вернулся и доложил:
-Бегунок подозрительно нагревается. Может быть смазать?
Емельянова испытующе посмотрела на помощника и, будто вспоминая что-то, произнесла:
- Мазать нельзя. Комплексники меняли рессору и нагрузку на ось дали, видимо, не ту. До станции, конечно, доедим, но ты внимательно следи.
На первой же станции Клавдия ослабила нагрузку на бегунок, и опасность сгорания подшипника была предотвращена.
Этот "мелкий" случай весьма любопытен. Клавдия никогда не надеется на проведенный перед поездкой осмотр паровоза. Она следит за ним и в пути. Как опытный слесарь-автоматчик, легко узнает малейшую неисправность в машине и силами бригады устраняет ее.
Старшие машинисты всегда говорят Емельяновой:
- Запомни, девушка, что работа наша без задоринки не проходит и требует инициативы. Тем более теперь, в военный момент.
И Клавдия, насколько может, старается проявить инициативу на каждом шагу.
На одной из станций ее поезд вынудили долго стоять. Запас воды истощался. Над было быстро принимать решение. Задерживаться для набора воды уже нельзя было, так как ехавшие в поезде люди могли опоздать на работу.
Клавдия решила дело просто. Она поставила паровоз тендером вперед, вспомнив, что на оставшемся пути несколько подъемов. И действительно, при подъеме наклоненный запас воды достиг питательных труб и инжекторы уже бесперебойно работали до конца пути.
Бригада Емельяновой спаяна железной дисциплиной, четко и беспрекословно выполняет каждое распоряжение машиниста. Когда Василий Плешков только-только пришел к Емельяновой в помощники, он иногда держался с машинистом независимо. Но как-то Клавдия сказала ему:
- Какой же из тебя получится машинист, если допускаешь расхлябанность.
Василию стало стыдно, он начал лучше работать, серьезней относился к указаниям машиниста. А когда началась война, сказал Емельяновой:
- Слушай, Клава, ты не обижайся на старое. Будем сейчас крепко, по-настоящему драться за качество работы.
- Время не для обид, ясно, - ответила Емельянова.
С необычайным воодушевлением работает сейчас бригада. Василий бдительно смотрит за сигналами, смазывает механизмы и топит паровоз быстрей, чем раньше. Емельянова помогает ему и кочегару Долгих указаниями, личным примером.
Каждая поездка комсомолки Емельяновой является для нее новым испытанием на зрелость в работе. Она изучает слабые стороны своей практики, обогащает ее чем-либо новым. После каждой поездки развивается стахановская смелость девушки-машиниста, смелость, основанная на знании дела, на дисциплине, на строгом выполнении правил технической эксплуатации, на бережном отношении к паровозу. И после каждой поездки напарник Емельяновой - Братухин остается доволен сданным ему паровозом.
- Молодец, Клава! - говорит он.
На днях паровоз Емельяновой отдали в средний ремонт.
- Бригада и на другом не подкачает, - заверила Клавдия, - и 3 августа на другом паровозе отработаем в фонд обороны.
Бор. Стерн.