Задачи большевиков Камы
На широких магистралях Камы вновь пришел в движение большой и сложный водный конвейер. По фарватеру реки вниз и вверх вышли грузовые и пассажирские пароходы. Водники вступили в третью военную навигацию.
Большие и сложные задачи стоят перед ними. Нынче впервые для каждого судна установлен строгай график движения и перевозок. Этот график потребует от водников исключительно четкой дисциплины, слаженности и организованности. В свете возросших военно-хозяйственных задач должна быть направлена и вся политическая и организаторская работа партийных организаций и политотделов водного бассейна.
Коммунистам реки есть на кого равняться, у них есть образец того, как надо организовать массы, есть практический пример того, насколько велика сила большевистского воспитания, сила политического убеждения людей. На Каме всем известны боевые дела команд пароходов «Таджикия», «Дмитрий Фурманов», «Яков Воробьев», ходивших прошлым летом по военной Волге под Сталинградом.
В коллективах этих судов лучше чем где-либо была поставлена агитационно- пропагандистская работа. Коммунисты здесь настойчиво и кропотливо воспитывали своих беспартийных товарищей, разжигали в них чувство любви к родине, учили ненавидеть ее врагов. Они добились на суднах образцового порядка, военной дисциплины. Вот почему настоящие боевые испытания не внесли растерянности и колебаний в ряды партийных и непартийных большевиков. Вот почему глубокие воды и крутые волжские берега не раз были свидетелями боевых подвигов камских речников.
Ни фашистские «Юнкерсы», разбойничавшие тогда над Волгой, ни раскаленные немецкие снаряды с вражеской стороны—ничто не останавливало их. Обыкновенные тыловые советские люди смело входили с грузом в указанный военный адрес, показывая себя настоящими воинами. В летопись обороны легендарного Сталинграда заслуженно будут вписаны славные дела камских пароходов «Таджйкия», «Дмитрий Фурманов», «Яков Воробьев».
Водный транспорт — это сложный и большой организм. На пассажирских, товарных, нефтеналивных судах, на пристанях и причалах, на участках взрывных, изыскательных работ и гидросооружений—на сотни километров разбросаны и работают речники. Возглавить политическую работу, сделать ее дифференцированной и приблизить к решению задач непосредственно каждого звена транспорта—к этому призваны партийные организации Камского бассейна.
Но все ли сделано политотделами и парторганизациями для того, чтобы массовая воспитательная работа в эту навигацию била ключом, чтобы она максимально способствовала выполнению производственного плана? К сожалению—далеко не все.
В прошлом году на ряде судов были созданы агитколлективы, которые оказали на судах огромное положительное влияние: как правило, благодаря содержательной политической работе и образцовому порядку на многих пароходах своевременно был выполнен и навигационный план.
Казалось бы, что опыт организации судовых агитколлективов в системе водного транспорта, должен был нынче найти широкое распространение. К сожалению, к началу навигации агитколлективы созданы всего лишь на четвертой части судов, а на некоторых пароходах до сих пор даже не подобраны и агитаторы. Поэтому нет уверенности в том, что нынче не повторятся прошлогодние факты, когда команды пароходов, уходившие в рейс на несколько недель, совершенно не знали о событиях на фронте и в стране.
Партийным организациям нет надобности изыскивать специальные «водные» формы в политической работе. Методы воспитания им общеизвестны. Но на водном транспорте особенно надо помнить о конкретном подходе к людям, о необходимости партийного влияния на каждого человека, ибо здесь одинаково хорошо и четко должны работать и капитан и бакенщики, команды непарового флота и грузчики пристаней.
В нынешний сезон к водному транспорту пред’явлены особенно серьезные требования по перевозке военных грузов. И это как никогда требует от партийных организаций усиленной большевистской работы в береговых коллективах речников, от которых зависит погрузка и выгрузка судов, а следовательно и график движения. Но первые дни навигации и здесь вскрыли много вопиющей неорганизованности.
Совершенно безучастна, например, к судьбам навигации партийная организация пристани Левшино (секретарь парторганизации т. Шахилисламов). Коммунисты здесь не вникают в хозяйственные дела, не выполняют и своего прямого назначения—политических организаторов и вожаков масс. На дебаркадерах нет ни одного призыва и плаката, не говоря о других формах наглядной агитации. Здесь даже не удосужились подготовить и расставить по участкам агитаторов. Между тем, на пристань приходят новые грузчики, с которыми надо немедля повести и воспитательную работу, и привить им кавыки труда, и организовать соревнование.
Не блестяще подготовились к навигации и в Молотовской порту. Здесь до сих пор не организован агитпункт, в процессе «рассмотрения» и «утверждения» находится план агитационно-массовой работы с пассажирами. Культбаза, которая должна была действовать с первых же дней, все еще не прибыла с места зимовки.
Постановка политической работы и ее размах на речном транспорте во многом зависят от того, как территориальные партийные и советские организации будут помогать водникам. Однако, далеко не везде это поняли, не везде к вопросам водного транспорта отнеслись с чувством большевистской ответственности. Хорошую помощь водникам могут оказать также комсомольцы области. Почему бы им не веять шефство над отдельными судами, дебаркадерами? Водь поистине была бы благодарной даже такая работа, как снабжение судов газетами, книгами и т. д.
Для водников началась горячая пора. Камский флот получил боевое задание. Строго выполнять график перевозок. Не допускать простоев и аварий, навести подлинно военную дисциплину на каждом участке бассейна, работать слаженно как часовой механизм—вот почетная задача каждого водника. Организации такой работы должны подчинить все свои силы и способности камские большевики. Надо смелее, увереннее вникать в производственные дела, изучать и на ходу устранять малейшие причины, порождающие те или иные недостатки. Успех партийных организаций и политотделов, оценка их работы в навигации 1943 гола, будут определяться бесперебойным снабжением фронта и страны военной уральской продукцией.