Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​О шахтерских банях и посторонних наблюдателях

Газета «Звезда» №93 от 30.04.1943
Автор статьи: Ф. МАЛЬЦЕВА
Текст документа:

О шахтерских банях и посторонних наблюдателях

(От специального корреспондента «Звезды»)

Когда у некоторых хозяйственников или руководителей партийных и профсоюзных организаций Кизела спрашивают о причинах невыполнения плана добычи угля, они называют их немало. Говорят, и весьма резонно, об отставании подготовительных работ, о нарушениях технологии, о запущенности механизмов... Но очень редко, особенно до самых последних дней, кто-нибудь вспоминал о культурно - бытовых нуждах рабочего человека.

Баня. Обычная шахтерская баня, без которой подземному рабочему жить нельзя. Баня есть почти на каждой шахте. Но очень часто это не баня, а сплошное недоразумение, потому что в ней не бывает главного—горячей воды.

На шахте им. Ленина в Кизеле редко выпадает день, когда можно, поднявшись на поверхность, по-человечески помыться. В мужской бане из 20 душей всегда работают самое большее 7—8, остальные неисправны. Воду подают так: либо кипяток, либо холодную, как лед. Середины здесь не признают. И, проклиная все на свете, шахтеры кое-как смывают с себя в’евшуюся угольную пыль. Разрешить «проблему» регулирования температуры воды не в силах, оказывается ни начальник коммунального отдела шахты т. Буйнов, ни заведующий шахтой т. Титов, ни его помощник по административно-хозяйственной части т. Доничев.

В женской бане, здесь еще хуже. В раздевалке нет шкафиков и крюков, их заменяют крохотные клетушки, где платья мнутся и превращаются в тряпки. Женщины сдают грязную спецовку и тут же, до мытья, получают на руки свою, чистую одежду. Так с узелком и идут в душевую. Узелки один на другой складывают на скамейке возле самого душа. Тут же, где моются и одеваются, так как в предбаннике очень холодно. В толчее и неразберихе исчезают чулки, платки, кофточки, галоши, продовольственные карточки. Редкий день обходится без происшествия.

И ничего, местные руководители к этому привыкли и даже обижаются на жалобы женщин. Подумаешь, мол, чулки пропали...

Несвойственное советским руководителям равнодушие к житейским нуждам и обидам людей проскальзывает особенно ярко на некоторых коспашских шахтах. На шахте № 32 рабочие, пять дней мылись холодной водой, потому что... нечем было истопить баню. Вот уж поистине «сапожник ходит без сапог». А уголь-то надо было поднести к бане буквально с расстояния в 50 метров. На многих коспашских шахтах бани не работают по несколько дней подряд.

Еще одно насущно-необходимое для шахтеров условие нормальной работы и спокойной жизни—просушка спецовки и портянок. Уж чего бы проще! Так нет, на некоторых шахтах умудряются пренебречь простейшими удобствами людей. На шахтах № 39 и 24-бис Коспашугля в общежитии нет сушилок. Единственное место, где можно привести в порядок промокшую одежду,—это кухонная печь. Вокруг печи на кухне происходят «бои» за место, Счастливчиков, конечно, бывает немного. Остальные так и ложатся в постель, превращая в черные тряпки простыни и наволочки.

Среди шахтеров Кизеловского бассейна теперь много одиночек. Это—приехавшие из районов и других областей, из Донбасса. Преобладает среди них молодежь. Семей у них нет, позаботиться о них некому. Они больше, чем кто-нибудь другой, нуждаются во внимании, заботе, чуткости.

Не хотят, нет, не хотят понять этого шахтные руководители, много разглагольствующие о внимании к живому человеку. Анекдотический случай произошел недавно на шахте им. Володарского. Стахановец - навалоотбойщик Летунин остался без хлебной карточки, которую умудрился получить за него прогульщик и лодырь с похожей фамилией— Лектунин. Пять дней Летуний прожил без хлеба, обивая пороги шахтных организаций и доказывая свою правоту. Его оскорбляли, обзывая спекулянтом и обманщиком. В конце концов он вынужден был пропустить одну смену, добиваясь получения карточки. Парторг шахты т. Мурзин, к которому обращался обиженный шахтер, не потрудился даже толком разобраться в его просьбе. Если бы не вмешательство случайно узнавшего об этой истории представителя горкома партии, хороший рабочий попал бы в разряд злостных прогульщиков.

Правительство отпускает немало промышленных товаров для снабжения угольщиков. Но в распределении этих фонтов много вредной отсебятины. На той же шахте им. Володарского почему- то широко распространена такая точка знания, что мануфактуру нужно выдавать только старым кадровикам. Начальник 1 участка т. Гумаров, к которому молодые стахановцы-подземники обратились с законной просьбой помочь получить кое-что из промтоваров, осадил их недвусмысленным замечанием:

— Проработаете лет 20 на шахте, тогда просите. Обождете пота...

Все это на первый взгляд, как будто, мелкие факты, но они имеют очень важное значение в производственно- политической жизни рабочих. Это жизненнонеобходимые вопросы.

Конечно, и Кизеловский горком партии, и парткомы шахты занимаются вопросами быта. Поругивают хозяйственников, иногда разряжаются грозными резолюциями. Но ни у горкома, ни у парторгов шахт не доходят руки до черновых будничных дел. Никто не додумался до того, чтобы собрать, например, уборщиц и командиров шахтных общежитий и растолковать этим в конце концов, неплохим людям, что от них нынче требуется. Никто не хочет повозиться с организацией соревнования за лучшее общежитие и чистую комнату. Ни с одного заведующего шахтой ни горком, ни тресты еще по-серьезному не спросили за безобразное пренебрежение бытовым устройством рабочих. Ни один из людей, коим бытовыми делами ведать надлежит, не получил по заслугам за возмутительное отношение к своим прямым обязанностям.

Мудрено ли, что все эти безобразия легко сходят с рук, и руководители шахт отмахиваются от бытовых вопросов, считая, что это, мол, не план, и за это, мол, с работы не снимут. Пора бы понять таким руководителям, что они глубоко заблуждаются и своим поведением наносят вред общему делу.

Ф. МАЛЬЦЕВА.

г. Кизел

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Шахтеры