ВОСПИТАНИЕ
Воспитание людей. Это не только читки газет. И не только собрания. И не только административное воздействие. Это умелое сочетание всех разнообразных форм и методов политической работы, подкрепленной личным зажигающим примером коммунистов.
— Вот почему, — говорил секретарь партбюро тов. Рохман, — обсуждая вопрос о новом строительстве, о быстрейшем выполнении задания правительства, мы, коммунисты, решили не только агитацией мобилизовать людей на дополнительный, труд, но прежде всего самим показать образцы усиления помощи фронту.
Результаты такого решения сказались быстро. По примеру членов партбюро, по примеру коммунистов — начальников цехов, на строительство в неурочное время вышли женщины, комсомольцы, молодежь.
В цехи завода пришло много новых людей. Это были домохозяйки и только что окончившие школы подростки. Никто из них не умел работать, и мало кто был знаком с порядками
на предприятии. Завод превратился для новичков в школу. По инициативе парторганизации были организованы курсы штамповщиков, контролеров, сборщиков, подготовлялись рабочие самых дефицитных профессий.
Людей научили работать, но этого оказалось недостаточно, чтобы все стали стахановцами. Коммунисты еще раз обсудили вопрос о воспитании кадров и решили усилить, а главное— конкретизировать политическую агитацию, использовать метод индивидуальных бесед.
Нина Палест умела работать, но не хотела. Она была неаккуратна, нарушала дисциплину, грубила начальникам. С ней много говорили, убеждали, стыдили, но ничего не помогало. По отношению к ней следовало бы давно принять решительные меры, но учитывали ее молодость. Однако, когда Нина в один и тот же день по своей недисциплинированности поломала два штампа, в цехе появился плакат, Весь коллектив узнал, как плохо работает Палест. Сама же работница почувствовала, что такое презрение коллектива. Девушка начала меняться. Она не сразу стала стахановкой, но твердо решила стать ей.
Это и нужно было коммунистам. Они снова пришли на помощь работнице. А когда Палест впервые перевыполняла чуть ли не вдвое свою норму, на стене снова появился плакат. Цех приветствовал успех молодой работницы. Теперь нет дня, чтобы девушка не перевыполняла нормы. В отдельные дни она дает до 300 процентов.
Иначе обстояло дело с подростком Шумковым. Начальник цеха Рарев характеризовал его как способного, но чрезвычайно недисциплинированного парня, который, кстати не на хорошее подбивал и остальных ребят. Секретарь партбюро пригласил подростка на беседу. Он поговорил с ним серьезно и строго, говорил о недопустимом повелении, о том, как плохо парень выполняет свой долг перед родиной, о том, что… Но подросток, не послушав, перебил секретаря: «Старые песни, слыхали...» и собрался уходить.
— Я тебя задерживать не буду, — Холодно сказал партийный руководитель.—Но имей в виду, за дезорганизацию производства тебя будут судить. Можешь идти! Шумков не двинулся. Он все ниже и ниже опускал голову, а когда поднял ее, в глазах стояли слезы...
— Я виноват... Я исправлюсь... —упавшим голосом говорил подросток.
Ему можно было поверить, ибо он глубоко понял свою вину.
Или еще один пример. На заводе работает красильщицей пенсионерка. Позднякова. Пожилая женщина. Она неплохо относилась к работе, но было видно, что ее что-то тяготит и даже озлобляет. С ней поговорили. Оказалось, что у работницы тяжелые бытовые и материальные условия. Коммунисты помогли работнице и теперь не нахвалятся ею. Действительно, Позднякова все свои силы отдает производству,
Все эти примеры говорят о том, как важно внимание к человеку, о силе индивидуального подхода. Высокий патриотизм коллектива—вот то, что помогает заводу из месяца в месяц выполнять программу, несмотря ни на какие военные трудности.
В. БАКШТ.