Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Колхозные вожаки

Газета «"Звезда"» №184 от 06.08.1941
Автор статьи: В. БИРЮКОВ
Текст документа:

КОЛХОЗНЫЕ ВОЖАКИ

В Маракушах, небольшой полустепной деревеньке, всего один коммунист - Абрам Русинов. Были еще комсомольцы тракторист Николай Русинов и избач Ефстафий Мельников, но они ушли на фронт. Сегодня на рассвете деревня провожала бригадира Данилу Русинова, меткого стрелка по белофинским «кукушкам».

В Маракушах уже не спали. К русиновскому дому шли однодеревенцы; Данилу они любили за его добрый нрав и сильные руки, и теперь каждый хотел сказать ему какое-нибудь сердечное, дружеское слово.

К воротам подкатила телега. Приехали председатель сельисполкома Юрков и Абрам Карпович Русинов. На встречу поднялся с крыльца дома Данила Русинов. Вслед за ним следовали родные, неся котомки с походной провизией.

- Спать бы еще вам надо, граждане - обратился к толпившимся Данила. - Чай, скоро на луга выходить. Сами знаете - сенокос идет, травы вон какие выросли. - Он сделал жест, показал рукой в направлении к речке.

Вперед протискался пчеловод Василий, а с ним кузнец Мельников.

- Не беспокойся, Даня, - ласково заговорил пасечник. - Ты, можно сказать идешь нашим представителем на фронт, а мы в колхозных делах заменим тебя, как бригадира.

- Конечно, заменим, - подтвердил кузнец.

Толпа тесно окружила колхозную телегу. Одни просили Русинова писать с фронта, другие предлагали ему какие-то узелки, советовали держать голову выше, "колоть проклятого фашиста во всю колхозную силу".

Наконец, телега тронулась и покатила по проселочной дороге.

- Так не подкачайте, граждане! - крикнул на ходу Данил.

- Все сделаем, уж постараемся. - неслось вслед.

Возок скрылся за поворотом, а маракушинцы все толпились возле ворот.

Абрам Карпович Русинов постоянно сопровождает своих колхозников до призывного пункта. Он ведет их к комиссару Кузнецову, как бы аттестует перед военкомом. А когда приходит время прощанья, по-отечески внушает им:

- Не обесчестьте свое имя, всыпьте черному воронью по десятое число вперед. Партия на вас в надежде, ребята...

Дыхание войны ворвалось в деревенскую жизнь и у коммуниста появилось много новых, еще незнакомых дел, забот: о народном ополчении, о фонде обороны, о сторожевых дозорах.

Абрам Русинов быстро разобрался во всем происходящем; не прошли даром вечера, потраченные на учебу. Будучи человеком уже преклонных лет, но молодой, здоровый духом, Русинов сразу занял передовое место в тылу. Маракушинцы привыкли видеть его на утренней разнарядке в бригадах, за общим обеденным столом, ведущим беседу.

- Абрам Карпович на все дела мастер,- говорят в деревне. - Он тебе и по части агитации. и на мельницу съездит, и в поле побывает.

Утром, когда раздается знакомый голос Москвы, Русинов присаживается к радиорепродуктору, внимательно слушая передачи.

Узнав все фронтовые новости, Абрам Русинов идет на артельные работы. Как инвалид, он мог бы сидеть и дома. Но разве утерпишь: люди с такой ненасытной жаждой ловят каждую весть с поля битвы. Улучив свободную минутку, колхозники просят рассказать что-нибудь из фронтовой жизни.

- Нынче получил звание героя летчик Гастелло, - сообщает Русинов. —О- своей машиной взорвал бензиновые цистерны врага. Товарищ Гастелло погиб, - понизив голос, сообщает агитатор. - Да, погиб, но на смену ему пришли тысячи. Вот и мы послали на фронт комсомольцев, и все другие деревни тоже послали...

Надо откликнуться на смерть храбреца, - говорит кузнец Евдоким Мельников. - В память дорогого сокола мы со своим молотобойцем беремся все колхозные телеги оковать, косилки к страде приспособить...

Поле за полем обходит коммунист Русинов. Здесь он рассказал о герое Гастелло, в другом месте - о смелом подвиге комсомольца Исмайлова, уложившего штыком тринадцать фашистов. И уж не забудет фронтовые эпизоды связать с местными, деревенскими.

- И у нас люди здорово поднялись. Вон дед Трифон ночи напролет не спал, а 130 ступиц выточил. А Федор Юрков всю деревню граблями и литовками обеспечил.

Абрам Русинов все больше развивает в себе драгоценные большевистские качества вожака масс. Ознакомив колхозников с фронтовыми новостями, он принимается за колхозные дела. Как члену правления, ему надо побывать везде, посоветовать, притти на помощь. Вот на лугах он узнал, что тринадцать косцов работают сообща.

А кто же из них выделяется?

- Не знаю. - смущенно говорит бригадир. - Всю работу делим поровну.

Русинов советует разбить косцов на два звена. Проходит неделя, и в деревне узнают, что звено Сидора Русинова убирает по два с лишним гектара, а соседнее звено - только 1/15 гектара. Прошла еще неделя, и отстающее звено выравнялось, стало перекрывать нормы.

Перед самой страдой в артели обнаружилась большая нехватка механизаторов. Где взять трактористов и комбайнеров? Девушки и женщины робеют перед машиной, предпочитая заниматься огородами, дойкой коров и прополкой полей. Яслей и детплощадки в деревне не было, многосемейные колхозницы сидели с детьми дома. Абрам Карпович, все же, решил побороть эту робость. Он побеседовал с Федосьей Русиновой, и на другой день она выехала на перепашку паров. А в скором времени стенгазета «За стопудовый урожай» напечатала лаконичное письмо Русиновой.

«Вместо мужа, ушедшего на фронт, я встала за плуг. Обращалась к маракушинским колхозницам с призывом: заменяйте мужчин, идите на курсы».

Горячее слово женщины-пахаря было услышано. Вскоре колхоз направил на курсы механизаторов семь колхозниц. В деревне открылись ясли, детплощадка: 60 домохозяек пополнили ряды тружеников на общественных полях.

Коммунист Русинов завоевал себе заслуженный авторитет. Деревня видит в нем своего советчика и доверяет ему во всем.

Сколько таких коммунистов-одиночек разбросано по нашим селам и деревням! И все они творят большое общенародное дело. Через них проходит линия связи между военным и трудовым фронтами.

- Мы чувствуем себя в тылу, как наши товарищи на фронте, - говорит тов. Русинов. - Дисциплина и подтянутость - во всем. Если из райкома партии сказали: «Зорче охранять хлеб, колхозные сёла» - мы это выполняем немедленно. Наши сторожа и пастухи взяли за правило: ночами в конюшни и пожарный сарай никого не впускать. У речек и водоемов стоят колхозные дозоры. Телефонную связь также охраняем.

Так живет сейчас колхозная деревня.

В. БИРЮКОВ.

Дер. Маракуши,

Фокинского. района.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Фокинский район; Маракуши; Сельское хозяйство; Призывники; Агитация и пропаганда; Гастелло Н.Ф.; Война: авиация; Партийная деятельность; Женщины в годы войны; Женский труд в годы войны; Семьи красноармейцев; Письма в редакцию; Патриотический подъем; Трудовая мобилизация