Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

ГЕРОИЗМ, ПОМНОЖЕННЫЙ НА МАСТЕРСТВО

Газета «Звезда» №169 от 18.07.1942
Текст документа:

ГЕРОИЗМ, ПОМНОЖЕННЫЙ НА МАСТЕРСТВО

Советские войска идут в бой, неся на своих знаменах приказ товарища Сталина «добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко- фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев!» —И все усилия, все помыслы воинов Красной Армии направлены к тому, чтобы с честью и славой выполнить этот боевой приказ.

Для выполнения приказа требуется напряжение всех наших сил. Для этого нужно не только мужество и героизм наших воинов. Нужны мужество и героизм, помноженные на высокое воинское мастерство, умение полностью использовать против врага нашу первоклассную боевую технику. Путь к победе лежит, таким образом, в настойчивом совершенствовании, в самой усиленной и всесторонней военной учебе.

На примере нашего фронта можно наблюдать, как сталинский призыв «стать мастерами своего дела» овладел сердцами широчайших масс, всколыхнул небывалую активность бойцов, командиров и политработников. В каждой части, в каждом подразделении, будь оно в тылу, будь на передовом рубеже, сейчас идет часто кровопролитная и всегда настойчивая военная учеба. Каждый боец по-новому стал смотреть на свое боевое оружие и с подлинно русским упорством совершенствуется в искусном владении своим оружием.

Прошло немного времени, но уже этот замечательный порыв масс дает свои плоды. В частях выросли десятки, сотни новых отличных стрелков, снайперов, артиллеристов, минометчиков, пулеметчиков, искусных летчиков и танкистов. Особенно широко разрослось снайперское движение. Нет такой части, где бы десятки бойцов не овладели искусством снайперской стрельбы...

Чтобы показать конкретную работу мастеров боя, я приведу несколько примеров. На одном участке враг готовил контрудар. Тыловая немецкая дорога оживилась. К передовой линии проносились машины, наполненные солдатами. Командир полка вызвал снайпера, Доржиева. Его винтовка не дает промаха. 181 фашист нашел смерть от меткой пули Доржиева... Вместе с ним пришли его воспитанники— молодые снайперы Харлинской и Августонович.

— Вам надо перехватить дорогу, — коротко и просто сказал снайперам командир полка. И снайперы пошли выполнять боевую задачу. Они залегли на берегу ручья, где росла высокая яркозеленая осока. Сквозь ее стебли просматривался нужный участок дороги. Прошло немного времени, и вдали стало нарастать гудение моторов. Шесть грузовиков, набитых немцами, мчались на полной скорости.

Меткая пуля раздробила стекло кабины. Передняя машина сделала крутой зигзаг и с треском врезалась в дерево. Вторая ударилась о ее борт. Колонна сгрудилась. А три снайперских винтовки размеренно и безошибочно били по солдатам. Движение по дороге замерло. Даже конный связной не сумел проскочить.

Пятьдесят четыре гитлеровца нашли смерть от пуль снайперов на этой дороге, а снайперы, закрыв немецкую дорогу, получили новую задачу — отучить немцев пользоваться переправой через одну реку. Здесь они также хорошо поработали. Гитлеровцы отказались от переправы.

Наши бойцы с успехом применяют винтовку и против фашистских самолетов Сержант Катицын заметил над расположением своей роты вражеский самолет «Ю-88». Быстро вскинув винтовку, он открыл по стервятнику огонь. Со второго выстрела вражеский бомбардировщик загорелся и рухнул на землю. Сейчас дополнительно известно, что немецкое командование всерьез встревожено потерей многих своих самолетов от огня нашего пехотного оружия. И не зря беспокоятся фашистские генералы. Только на нашем фронте десятки вражеских самолетов сбиты огнем винтовок и противотанковых ружей.

Любой род войск, всякая военная специальность требуют мастеров своего дела. Из опыта нашего фронта можно привести не мало примеров, когда вооруженные отвагой и высоким мастерством советские летчики, танкисты, артиллеристы, пулеметчики добивались победы над превосходящими по численности силами врага.

Тройка наших истребителей в составе летчиков капитана Лазарева, старшего лейтенанта Крикунова и младшего лейтенанта Волкова выполняла боевое задание. Навстречу летчикам с вражеского аэродрома поднялись десять «Мессершмиттов». У врага явное превосходство в силах. Но советских летчиков никогда это не смущало.

Капитан Лазарев дал сигнал к атаке. И три сталинских сокола дерзко ринулись на врага. Взяв в свои руки инициативу, они навязали фашистским летчикам бой на низкой высоте. Вскоре строй стервятников был сломан. А затем один за другим шесть «Мессершмиттов» объятые пламенем врезались в землю. Осталось четыре, но они, насмерть перепуганные, как вороны разлетелись в стороны и скрылись в облаках.

Тройка отважных победила. Почему? Потому, что смелосгь, отвага и готовность к риску каждого летчика сочетались с высоким мастерством высшего пилотажа и меткой стрельбы из своего оружия.

Танк экипажа Карпенко в бою встретился с шестью фашистскими танками. Они, как шакалы, устремились на нашу машину, рассчитывая на легкую победу. Но фашисты просчитались. Наши танкисты смело приняли неравный бой. И победили. Умело маневрируя, метко стреляя, экипаж Карпенко три вражеских танка уничтожил, а четвертый подбил, остальные бросились наутек. Так, один против шести оказался победителем. Так не числом, а умением победил врага экипаж Карпенко.

...Батарея Медведкина занимает огневую позицию. Противник идет в контратаку. Семь танков и батальон пехоты против одной батареи. Но артиллеристы спокойны. Они уверены в себе и в своем оружии. Они хладнокровно ждут, застыв у орудий. Но вот вражеские танки близко. Их можно наверняка бить в упор. Медведкин дает команду:

— Огонь!

Пять метких выстрелов в упор, и пять фашистских танков замерли на месте. Умелые советские артиллеристы, крепко пригвоздили их к земле. Два танка повернули обратно. После этого артиллеристы обрушились на вражескую пехоту. Несколько метких залпов шрапнелью и гитлеровский батальон в панике заметался. 50 гитлеровцев остались лежать. Эти волки в атаку больше не пойдут.

А вот пример успешного использования противотанкового ружья — одного из наиболее верных средств борьбы с вражескими бронированными машинами. На одном участке нашего фронта, ожидалось появление вражеских танков. Расчет противотанкового ружья замполитрука Харченко находился в противотанковой засаде. Искусно замаскировавшись, бойцы с минуты на минуту ждали появления машин с фашистской свастикой. И вот одна из них вынырнула из-за леса. Расстояние 504—600 метров.

— Мы несколько волновались, — рассказывает тов. Харченко. —Это был наш первый бой с танками. Хотелось сразу открыть огонь. Но это желание мы побороли. Решили ждать, когда танк подойдет ближе, чтобы бить наверняка.

Но вот танк в 20 метрах. Расчет Харченко делает первый выстрел и фашистская бронированная машина закрутилась. Ее водитель был убит. За первым танком появился второй, третий, четвертый, пятый. И все они были один за другим подбиты. Шестой, почуяв неладное, повернул вспять.

В бою за важный в тактическом отношении рубеж одно из наших подразделений понесло значительные потери, но все же задачу выполнило. Противник решил вернуть утраченную позицию и несколько раз переходил в контратаку. В нашем подразделении остался только один станковый пулемет «Максим», которым командовал старший сержант Романенко. На него немцы обрушились целой ротой. Весь расчет, за исключением его командира, выбыл из строя. Но Романенко продолжал посылать в сторону врага очередь за очередью, крепко прижимая к земле гитлеровцев.

Осколком вражеской мины разбит станок пулемета. И это не смутило мастера своего дела. Старший сержант отполз в сторону, выбрал кочку и, установив на ней тело пулемета, вновь стал метко косить наседавшего врага. Так и не удалось гитлеровцам вновь овладеть утраченной позицией.

Старший сержант Романенко проявил незаурядное мужество и отвагу. Но как он ни был храбр, ему вряд ли удалось бы устоять против превосходящих сил врага, если бы он не научился хорошо стрелять из пулемета, не знал бы, как правильно подавать ленту в окно приемника, не умел бы мигом устранять возникающие задержки и т. д. Романенко победил потому, что его отвага подкреплялась высокой воинской выучкой.

Достижения передовых людей фронта, становятся общим достоянием. Этому способствует повседневная передача воинского мастерства, непосредственно на поле боя, в окопе, в танке, в засаде. Этому активно способствуют проводимые сейчас в частях совещания, конференции, слеты мастеров оружия. Каждое такое мероприятие, распространяя опыт передовиков, делает богатый вклад в дело совершенствования воинов Красной Армии.

С каждым новым боем мы будем бить врага еще крепче, бить так, как приказал товарищ Сталин, — бить наверняка, бить в упор фашистско-немецких захватчиков до полного их истребления.

К. КОСЯКОВ

— старший батальонный комиссар.

Северо-Западный фронт.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: героизм; Северо-Западный фронт; Боевые эпизоды; Агитация и пропаганда