Важное государственное дело
Важнейшей задачей в области воспитания подрастающего поколения является сейчас борьба за выполнение закона о всеобщем обучении детей школьного возраста. Несмотря на трудности войны, на напряженную работу всего народа в помощь фронту, наши дети должны учиться, получать образование, чтобы стать в будущем полезными для своей Родины людьми.
Даже в трудных военных условиях наше государство проявляет большую заботу о подготовке кадров высшей и средней квалификации для социалистической промышленности и сельского хозяйства. Эти кадры будут решать дальнейшие успехи хозяйственного и культурного строительства нашей страны, восстановления разрушенного немецкими оккупантами хозяйства целых областей и районов Союза. А это в свою очередь немыслимо без предварительной общеобразовательной подготовки всей массы подрастающих детей в объеме 4-х и 7-ми классов школы.
Кажется ясным поэтому, что борьба за всеобуч — это борьба за дело больной государственной значимости. Однако, в нашей области мы имеем далеко не благополучное положение со всеобучем. Только в двух районах — Нытвенском и Ныробском — все дети, подлежащие обучению, посещают школу. Близки также к полному охвату детей обучением Верещагинский, Оханский, Частинский и Очерский районы. В остальных же — десятки, даже сотни детей остаются вне школы, 162 школьника не учатся в Александровском районе, 111 — в Верхне-Городковском, 168 — в Осинском, 175 — в Краснокамском. Общее число необучающихся детей составляет по области внушающую беспокойство цифру — 3782 человека! Даже в городе Молотове — центре области — не учатся 476 ребят.
Нельзя далее терпеть такое положение. Опыт проведения всеобуча в военные годы показывает, что для организации всеобщего обучения детей необходимо прежде всего повседневное внимание этому важнейшему делу. Примером для многих может являться Нытвенский район, осуществивший всеобуч. Забота о школе характерна здесь для всех руководителей районных организаций: для работников райкома партии, райисполкома, отдела народного образования. Общими стараниями нытвенцы открыли 5 новых школ, чтобы приблизить их к месту жительства школьника. При двух средних и трех неполных средних
школах созданы интернаты. Многие колхозы привозят детей в школы на лошадях. 14 школьников, не имеющих возможности посещать школу, обучаются на дому под наблюдением учителей.
В Нытве все организации заботятся о материальных нуждах учащихся, особенно детей фронтовиков: Только за первое учебное полугодие им выдано 469 пар кожаной обуви, 56 пар валенок, 476 вещей белья и верхней одежды, 930 метров мануфактуры. Горячими завтраками обеспечены 3423 ученика, а некоторым детям фронтовиков выдается дополнительное питание. В нытвенских школах тепло и чисто. И вот такие простые, но эффективные меры дали необходимые результаты по всеобучу.
Трудно поверить, что то же самое не в силах сделать руководители общественных организаций, например, в Кизеле. Здесь, по самым скромным подсчетам гороно (заведующий тов. Иванов), не ходят в школу более сотни детей. В этом большом промышленном городе не только не заботятся о привлечении в школу ушедших детей, а непорядками, холодом и грязью, которые встречаются во многих школах, способствуют дальнейшему отсеву учащихся.
Не могут похвалиться настоящими результатами борьбы за всеобуч и руководители организаций г. Молотова. Да, здесь с осени прошлого года, была проделана значительная работа по возврату в школу ушедших детей, делалось и делается многое, чтобы улучшить материально-бытовые условия плохо обеспеченных учащихся. И в то же время молотовские школы перегружены трехсменными занятиями из-за того, что многие школьные помещения в центре города заняты не по назначению. В некоторых районах города школы отдалены от местожительства учащихся, школьные здания плохо отапливаются. Все эти вопросы, имеющие большое значение для успешного всеобщего обучения детей, не находят своего разрешения в городских организациях в течение всего учебного года.
Борьба за всеобуч означает внимание всей общественности и всего населения к нуждам по школы. Святая обязанность партийных, комсомольских и советских организаций области привлечь‚ внимание к школам повсеместно. Сейчас, когда школы вступили в ответственный, завёршающий период учебного года, оно особенно необходимо. Важная задача всеобщего обучения детей должна быть разрешена по-государственному не только в отдельных районах, но и во всей Молотовской области.