Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​О рационализации труда

Газета «Звезда» №135 от 29.06.1943
Текст документа:

О рационализации труда

Наука рационализации производства достигла больших практических результатов. Но имеется одна отрасль рационализации, значение которой несколько недооценивается. Речь идет о физиологической рационализации, основанной на богатейшем арсенале научных данных физиологии и гигиены труда. И именно сейчас, когда для родины жизненно важна высокая производительность труда, совершенно незаслуженно забыты вопросы режима труда и физиологической рационализации, имеющие большое значение для повышения работоспособности человека.

Основная задача этой науки - так организовать труд, чтобы он давал максимальный эффект, сохраняя работоспособность человека. Недавно М. И. Калинин при награждении Героя Социалистического Труда акад. Н. Н. Бурденко сказал: «Ведь самое ценное, что у нас есть основное богатство нашей страны — это наши советские люди. Поэтому сохранение здоровья людей, их работоспособности есть один из самых благородных видов деятельности». Одним из этих видов деятельности является борьба за дальнейшее оздоровление условий труда в оборонной промышленности.

Основные направления физиологической рационализации должны итти по линии приспособления рабочего места, механизмов и деталей к наиболее удобному положению тела во время работы, чтобы устранить напряжение мышц, не участвующих непосредственно в рабочих движениях. Установлено, что именно это длительное напряжение «подсобных» мыщц (хотя они как - будто и не совершают никакой работы) и является серьезной причиной утомления. Соответственно изменив рабочую обстановку, можно уменьшить нагрузку на эти «подсобные» мышцы или, придав другое положение телу, снять эту нагрузку совершенно, а, стало быть, повысить производительность труда.

Очень часто для этого достаточны самые примитивные приспособления, вроде подставки для низкорослого рабочего, чтобы уровень слесарных тисков или станка стал наиболее удобным именно для данного рабочего. В другом случае нужен упор для спины, чтобы обеспечить нормальное дыхание, а у молодого рабочего - предотвратить искривление позвоночника. В третьем случае создать упоры для рук - подлокотники, там, где требуется лишь работа пальцев рук. Элементарное улучшение позы работающего дает уменьшение энергетических затрат организма и, следовательно, значительный рост производительности. Так, на одном заводе электроламп эти нововведения повысили производительность на 17 процентов без добавочных усилий.

Другая линия—это рационализация движения. Здесь лежат неисчислимые возможности весьма полезных усовершенствований путем выключения лишних, изменения неудобных и неестественных рабочих движений, что может также сберечь массу времени и сил рабочего и направить эти силы на повышение производительности. История организации труда дает в этом отношении классический образец. В такой трудоемкой работе, как кладка кирпича, рационализация (материал на уровне кладки, помосты, дающие возможность работать без наклона туловища, расположение кирпича и раствора, способ брать кирпич и т. д.) - привела в результате к уменьшению движений на 1 кирпич с 18-ти до 2 х; производительность при этом повысилась в три с лишним раза.

Вдумчивое отношение к своему способу работы всегда приносит большую пользу. Приведу один пример. В цехе т. Путяшева (завод им. Сталина) еще недавно узким местом была основная операция на горизонтально-расточном станке. Казалось весьма трудным сколько-нибудь увеличить производительность на этой очень трудоемкой операции. Однако, в результате совместной вдумчивой работы технологов и стахановцев производительность увеличилась в 3—3,5 раза, и узкое место было ликвидировано. Вог что говорит по этому поводу стахановец Вагнер: «Каждое движение рук у меня теперь хорошо продумано; это уменьшает утомляемость и ускоряет работу».

Во многих цехах можно видеть такую картину: материал, подаваемый к станку, кладут на пол. Рабочий вынужден сотни раз в день нагибаться к полу, чтобы взять деталь. А чего проще, расположить детали на подставке, на такой высоте и на таком расстоянии, чтобы рабочий мог их взять, не тратя на это лишнего времени и энергии.

Тренировать, обучать новичков нужно сразу на максимальном темпе, при котором обучающийся в состоянии полностью контролировать свое движение и не делать ошибок. Движения, которые должны в конечном результате быть быстрыми, необходимо и тренировать быстро, потому что механическая конструкция рабочего движения различна для быстрого и медленного движения. 10 минут напряженнейшей тренировки буквально в поте лица дадут обучающемуся больше, чем целые часы бесполезно утомляющих имитаций.

Очень важно обращать внимание ученика на экономию движения. Если не научить этому сразу, то он наверняка приобретет привычку производить лишние движения. И на то, чтобы отучиться от них, ему придется израсходовать столько же усилий, сколько их потребовалось для овладения работой. Я не говорю уж об особом вреде потерь рабочего времени среди учеников, какие наблюдались, например, в некоторых цехах завода им. Дзержинского. Там, где работа протекает расхлябанно, с большими личными и техническими простоями, рационализатору вообще нечего делать, пока он не уплотнит работу. Но зато, чем интенсивнее становится труд, тем больше возрастает роль физиолога, научный подход и метод организации работы.

При широко развернувшемся сейчас внедрении поточной системы, требующей строгого соблюдения производственного ритма необходимо особенно тщательно и умело проводить разделение труда с учетом физиологических факторов. Наряду с обязательным инструктажем рабочих на потоке и обучением их методам работы, наряду с мероприятиями по технике безопасности, начальники цехов должны помнить, что пренебрежение элементарными требованиями физиологии и гигиены труда сильно бьет по производительности. Маленькая, на первый взгляд, экономия времени и сил в одном движении при частом повторении его складывается в большую величину.

Каждый командир производства, каждый рабочий должен думать не только о технологической, но и физиологической стороне труда. Передовые рабочие поняли это. Если работница не сделала почему-либо нормы, расспрашиваешь, что помешало ей, и стараешься это устранить,— справедливо говорит т. Баскова, бригадир цеха т. Тарханова на заводе им. Дзержинского.

Необходимо организовать обмен опытом по физиологической рационализации. Редко, очень редко найдешь на столбцах заводских многотиражек заметку об этом. Между тем, образец новых приемов труда и усовершенствования рабочего движения может быть немедленно воспринят всеми. Нужно только обратить внимание рабочих на эту сторону дела. Научные работники должны активно и всесторонне помогать производственникам, отдающим все силы на борьбу с фашизмом, правильно организовать свой труд.

М. Могендович - профессор физиологии, консультант «Молнитомаш».

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Трудовая дисциплина