Г. Р. Державин
(род. 14 июля 1743г.)
Первый и великий русский лирик, подлинный русский патриот Гавриил Романович Державин заслужил того, чтобы его героическая страна вспомнила о нем в двухсотую годовщину его рождения в пылу титанической борьбы за свою свободу и культуру.
Державин был верным другом Суворова. Великого русского лирика и гениального русского полководца сближала горячая любовь к родине, к своему народу, к тем «чудо-богатырям», которых оба они так хорошо знали, пройдя суровую солдатчину ХVIII века в казармах наравне с крепостными. Оба они видели в русском народе не только героев военной борьбы, но и неисчерпаемые возможности культурного роста.
Воспевая один из незабываемых ратных подвигов суворовских «чудо, богатырей» — взятие Измаила, Державин восторженно восклицает:
«О кровь славян! Сын предков славных,
Несокрушимый колосс,
Кому в величестве нет равных,
Возросший на полсвета Росс!»
И тут же поэт призывает «щадить бесценну кровь народа», для которого нет ничего невозможного.
На царей, вельмож и крепостников, которые неспособны поставить благо народа выше своих прихотей, Державин обрушивает всю силу своего пламенного темперамента и поэтического таланта. Он, по выражению Пушкина, был их «бичем».
Вот почему первый русский революционер и демократ Радищев так высоко ставил Держевина, а глава северных декабристов Рылеев посвятил ему свою «думу», где утверждал:
«Не умер пламенный певец;
Он пел и славил Русь святую!
Он выше всех на свете благ
Общественное благо, ставил
И в огненных своих стихах
Святую добродетель славил».
Как истинный патриот, Державин боролся и против внутренних и против внешних врагов родины.
Он рано рассмотрел хищнические планы Наполеона и не переставал предсказывать его гибель.
Когда Наполеон бросил свои полчища на Россию, семидесятилетний поэт в самые трагические для родины дни продолжает утверждать, что «с срамом побежит от нас Наполеон» и заранее пишет ему эпитафию.
«Под камнем сим лежит Батый-Наполеон, Величье было их—ужасный сон!».
Державин приветствует назначение Кутузова; появление орла над головой полководца, осматривавшего позиции перед Бородинским боем, вызывает у поэта вдохновенные строки:
«Мужайся, бодрствуй, князь Кутузов!
Коль над тобой был зрим орел, —
Ты верно победишь французов
И, Роосов защитя предел,
Спасешь от уз и всю вселенну».
После разгрома наполеоновских полчищ Державин пишет «Гимн лиро-эпический». Обращаясь к Наполеону и его сподвижникам, надеявшимся «поглотить край Росса весь», он говорит:
«Но, буйные! Г де сами днесь?
Почто вы спяща льва будили
Чтобы узнал свои он силы?!»,
И гордый подвигом своего народа, Державин восклицает;
«Какая честь из рода в род
России, слава незабвенна,
Что ей избавлена вселенна
От новых Тамерлана орд!».
Силою своего патриотизма и силою своего поэтического мастерства, легшего в основу творчества не только Пушкина, но и Маковского, Державин обеспечил себе бессмертие в памяти своего народа, и он был прав, когда первый применил к себе слова горациевой оды, сказав:
«Так! Весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род, вселенна будет чтить!».