Боевые задачи местных газет
Печать всегда являлась и является в руках нашей партии самым сильным и острым орудием. В дни войны роль ее еще более возросла. На нашу печать возложена почетная и ответственная задача — изо дня в день разъяснять великие благородные цели отечественной войны, воспитывать в народе беззаветную любовь к советской родине, разжигать ненависть к гитлеровским разбойникам, звать советских людей на выполнение указаний великого Сталина, являющихся ключом к победе над врагом, подымать работников тыла на самоотверженный труд, добиваться возрастающей помощи фронту.
Советская печать за время войны сумела перестроить свою работу на военный лад, она во многом способствовала дальнейшему укреплению военной мощи страны, усилению помощи Красной Армии. Наши газеты в целом стали более содержательными, повысилась их роль как коллективных организаторов и пропагандистов.
Приходится, однако, признать, что не везде еще партийные организации в полной мере используют такой важный рычаг политико-массовой работы, как газета. Прямо скажем: многие местные газеты не находятся еще на уровне задач, вытекающих из обстановки военного времени. Нередко в наших местных газетах печатается серый материал, который не волнует, не трогает. Порой публикуемые статьи, заметки скучны, трафаретны, написаны штампованным языком и притом на темы, которые не в состоянии вызвать интереса у читателя. А низкое качество газеты, ее недостаточно боевое содержание, естественно, мешает поднятию политической работы в массах.
Низок уровень газет, как правило, там, где слабо партийное руководство печатью. Между тем в условиях войны руководство газетами со стороны партийных органов должно возрасти, ибо на газетную работу, в состав редакций пришло много молодых, малоопытных кадров, нуждающихся в постоянной помощи и контроле.
Перед местными партийными организациями стоит задача — укрепить редакции газет, усилить руководство печатью, поднять роль газет в политическом, культурном и военном воспитании трудящихся нашей страны, превратить газеты в важнейший центр политической работы в массах.
Понятно, конечно, что выполнить эту задачу смогут лишь те газеты, которые тесно связаны с массами и умело, по-боевому освещают интересующие читателя вопросы, заставляя его подчинять все свои мысли и действия задачам разгрома врага. Газета должна постоянно рассказывать о положении на фронтах отечественной войны, о героике труда советских людей, не умалять трудностей и возможных испытаний, воспитывать людей на славных патриотических традициях великого русского народа и других народов СССР, в духе непоколебимой стойкости и мужества, горячей любви к своей родной земле, к своей культуре, языку, литературе, искусству.
Война с немецкими захватчиками потребовала огромного напряжения наших сил. В ожесточенных и трудных боях советские воины нанесли врагу серьезные поражения. Но враг еще не разбит. Для окончательной победы над немецкими оккупантами необходима мобилизация всех наших сил и возможностей. Газеты должны подымать бдительность советских людей, ополчать против проявлений беспечности и благодушия, успокоенности и зазнайства.
Язык советской газеты должен быть ясным, четким, ярким, доходчивым.Крикливость, шумиха, трескотня - черты, которые нетерпимы на страницах нашей печати. Живо, увлекательно рассказывать о героической борьбе советского народа, глубоко, серьезно освещать богатейший опыт этой борьбы — на фронте и в тылу - вот какова, важнейшая обязанность нашей печати.
В условиях войны, как, никогда, повысились организаторские функции нашей печати. Наши газеты могут и должны сделать многое для мобилизации масс на борьбу за увеличение выпуска боевой продукции, повышение качества изделий, за проведение жесткого режима экономии, воспитание новых кадров рабочих, укрепление трудовой дисциплины. Велика их роль и в колхозной деревне, в подготовке и проведении уборочной кампании, в создании кормовой базы и развитии животноводства. На том, как будут решаться все эти вопросы, должна проверяться и испытываться оперативность газеты, ее организаторская роль в борьбе за снабжение фронта все большим и большим количеством вооружения, боеприпасов, продуктов питания.
Само собой разумеется, что задачи, стоящие перед печатью, не могут быть решены одним лишь узким кругом работников, непосредственно занятых в газетах. Газета может стать центром политической работы в массах, организатором масс при условии, если она опирается на широкий актив и вовлекает его в свою работу, воспитывает, выращивает кадры рабселькоров, помогает росту и укреплению стенных газет, этой самой массовой формы печати в нашей стране. Газета, хорошо связанная с массами, служит трибуной передового опыта и постоянно разжигает огонь социалистического соревнования трудящихся нашей страны. Таков закон большевистской печати.
Самокритика всегда отличала нашу партию, нашу большевистскую печать. Однако кое-где от этой незыблемой традиции пытаются отступить, прикрываясь ссылками на военную обстановку. Это — глубокое заблуждение. Нечего и говорить, что в военное время критика не может и не должна быть отброшена в сторону. По-большевистски критиковать все негодное, изобличать бюрократов, ротозеев, беспечных людей, всех, кто мешает ковать победу над ненавистным врагом, — постоянная задача советской печати. Учить и критиковать, предупреждать срывы, во-время исправлять ошибки, не дать им возрасти до провала того или иного, пусть небольшого, мероприятия — вот о чем должен помнить каждый газетный, работник. И показ положительного опыта, и деловая большевистская критика, должны быть действенными. Газета должна влиять на жизнь, формировать сознание, исправлять недочеты, подымать людей на новые, трудовые подвиги. Действенность в конечном счете служит показателем качества всей газеты в целом. Действенность в сочетании с идейной целеустремленностью газеты сейчас в наши дни, должна возрасти во много раз.
Очень важно в условиях колхозной деревни использовать местное радиовещание для усиления оперативности и действенности районной газеты. Надо как можно быстрее доводить до колхозников сообщения Совинформбюро, сведения о международных событиях, информацию о ходе выполнения важнейших хозяйственно -политических кампаний. Пора положить конец такому явлению, когда сплошь и рядом «радиоточки» числятся только на бумаге. Задача местных партийных организаций — мобилизовать внутренние ресурсы и упорядочить технику местного радиовещания.
Военная обстановка резко повысила интерес советских людей к газете. Неизмеримо возросла роль печати. Каждая газетная строчка теперь должна бить в цель, каждый газетный лист должен быть использован с максимальным эффектом. Не бесстрастно, а горячо, темпераментно обязана разговаривать газета со своим читателем, мобилизуя его на еще большее усиление помощи фронту.
Превратить газеты в важнейший центр политической работы в массах — такова задача.
(Передовая «Правды» за 1 июля 1943 г.).