Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​«Тщетная предосторожность»

Газета «Звезда» №137 от 02.07.1943
Автор статьи: Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.
Текст документа:

«Тщетная предосторожность»

Премьера в Ленинградском академическом театре имени С. М. Кирова

Сочиненный и поставленный во Франции 157 лет назад знаменитым французским балетмейстером Добервалем, балет этот впервые был показан в России в начале прошлого века — в Москве в 1808, а в Петербурге в 1819 году. Но тогда он шел с музыкой Гарольда, позднее же ее заменили новой музыкой Бертеля и в этой редакции балет идет у нас до сих пор. С первых же дней своего существования он стал одним из самых излюбленных произведений балетного искусства. Нет, кажется, ни одной знаменитой балерины, которая не включила бы в свой репертуар «Тщетную предосторожность». Воспетая ли Пушкиным русская танцовщица Авдотья Истомина, прославленная ли у нас и в Европе Фанни Эльслер, знаменитая ли Вирджиния Цукки, а затем почти вся прекрасная плеяда наших русских знаменитых балерин — Преображенская, Трефилова, Виль, Карсавина, Павлова, Смирнова,—все танцовали в этом стариннейшем балете.

Балет этот отнюдь не отличается ни глубиной содержания, ни сколько-нибудь сложным сюжетом. Это легкая, грациозная пьеска, это веселая и жизнерадостная сценическая шутка. Ее прелесть заключается именно в ее живой и непринужденной комедийности, в целом ряде смешных положений. Однако, в самом сценарии балета, поставленном при его первом появлении самим же автором сценария, мало сценического движения, мало драматургических перипетий. Ряд положений балета требует обязательного режиссерского домысла, обыгрывания скупых авторских ремарок. У нас в России его изобретательно и весело ставил знаменитый балетмейстер Шарль Дидло, а позднее, в 90 годах, непревзойденный Мариус Петипа и Лев Иванов. В наше время его заново поставил в Ленинграде балетмейстер Лавровский, создав ярко-веселый, брызжущий смехом спектакль.

К сожалению, эта творческая выдумка в постановке засл. арт. В. И. Пономарева пока не проявилась в полной мере и явно нуждается в дальнейшем развитии. Это тем более важно, что все исполнители балета дают прекрасные возможности для создания исключительно веселого, красочного спектакля.

Засл. артистка орденоносец Т. Вечеслова по характеру своего чудесного дарования

как нельзя более близко стоит к роли Лизы — легкой, изящной, девичье-резвой и шаловливой. Еще более, чем в ролях Паскуали («Лауренсия») или Нунэ («Гаянэ»), в которых с первого же движения раскрываются ее тонкий комедийный дар, ее исключительное сценическое обаяние, в «Тщетной предосторожности» она увлекает зрителя превосходной игрой, редким юмором, чрезвычайно характерным для ее творчества. Танцы ее грациозны. Она обладает особым искусством — танцевать весело, словно шутя, непринужденно, просто, молодо.

Артист орденоносец С. Каплан — классический танцовщик большого плана. У него сильные и красивые ноги спортсмена, исключительно высокий и стильный прыжок, превосходная техника, делающая его танец всегда интересным и эффектным. В новой роли молодого крестьянина Колена артист, вновь показывает свои большие танцовальные достоинства.

Молодой артист В. Богданов в роли матери Лизы, фермерши Марцелины, играет и танцует очень хорошо. Однако, очевидно, неправильно ориентированный режиссурой или боясь нарушить «академический стиль» исполнения, он излишне сдержан, серьезен, что решительно противоречит задуманному автором образу, явно гротескному, даже буффонному. Фермерша Марцелина — глупая и жадная старуха. Она сплошь и рядом попадает в комическое положение, ею же самой против воли подготовленное. Это ярко комическая роль. Ее надо играть, не боясь шаржа, подчеркнуто комедийно, бойко.

В этом смысле чрезвычайно удачен артист М. Михайлов в роли дурачка Никеза. Даровитый драматический актер, он обычно прекрасно проводит все роли своего амплуа, всегда создавая выпуклый образ. Никез в его исполнении очень красочен, смешон, ярко комедиен и вызывает искренне веселый смех зрителей.

«Тщетная предосторожность» при самой несложной режиссерско-балетмейстерской доработке будет бодрым, молодым, несмотря на свой почтенный возраст, ценным спектаклем, всегда приятным для нашего зрителя, любящего веселые театральные представления.

Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Производительность труда