Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Заботливо растить молодые рабочие резервы

Газета «Звезда» №166 от 11.08.1943
Текст документа:

Заботливо растить молодые рабочие резервы

Всеобщим уважением пользуется на Н-ском заводе 16-летний сверловщик комсомолец Николай Димченко. Слава окружает его. Она заслужена честным умелым трудом. Вместо со своими товарищами—Кошевым, Гончаренко, Выскребцевым и другими Димченко создал молодежную бригаду, которая завоевала звание «Лучшей фронтовой». Две-три нормы—его обычная выработка. Члены этой бригады освоили и фрезерное и шлифовальное дело. Николай Димченко и его товарищи-питомцы ремесленного училища № 24.

В каждом ремесленном училище, в каждой школе ФЗО можно назвать имена выпускников и учащихся, прославившихся отличной работой, стахановской производительностью. На любом заводе можно встретить целые участки и даже цехи, где рабо1-тают учащиеся трудовых резервов. С похвалой отзываются о большинстве из них командиры производства. В цехе т. Луцкого па заводе им. Молотова прямо говорят, что именно ученики помогли коллективу завоевать передовое место на заводе. В цехе т. Фадеева на заводе им. Сталина самые ответственные участки доверены ремесленникам и учащимся школы ФЗО. Из месяца в месяц растет число юных многосотников, подчас обгоняющих взрослых рабочих. Забывая об усталости, пренебрегая отдыхом, тысячи подростков трудятся с неослабевающим рвением, потому что понимают, как важен их труд в дни войны. Руками учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО Молотовской области за военное время изготовлено боевой продукции на 93 миллиона рублей. Цифра, вызывающая законное чувство гордости!

Но как бы ни радовала нас эта цифра, каковы бы ни были успехи, достигнутые в ходе всесоюзного соревнования ремесленных училищ и школ ФЗО, мы обязаны обратить серьезное внимание на существенные недостатки в системе подготовки трудовых резервов. Само по себе нелегкое дело, оно осложняется особенностями военного времени. Основа основ — производственное обучение немыслимо сейчас вне связи с выполнением возложенных на ремесленные училища государственных заказов для нужд фронта, вне связи с трудом на заводах.

Есть еще недальновидные хозяйственники, которых интересует только то, что можно получить от учащихся сегодня. И, видимо, только из сегодняшних интересов исходит начальник цеха т. Полухин на заводе им. Молотова, когда на протяжении нескольких месяцев держит целую группу учащихся на подсобных работах. Скоро уже и выпуск в школе ФЗО подойдет, а что умеют делать эти ученики? Ничему не научившись, они будут мало полезными для производства. Между тем, там, где найден общий язык между руководителями производства и дирекцией училища или школы, обучение идет успешно. В цехе т. Фадеева на заводе им. Сталина умело сочетают интересы выполнения заводской программы с последовательным повышением квалификации учащихся. Этот и десятки других примеров подтверждают, что задача эта, хотя и сложна, но разрешима.

В связи с этим скажем и о теоретическом обучении. Пренебрежение теорией чувствуется до сих пор. Может ли, например, итти речь о серьезных занятиях в училище № 6, если на 37 групп там есть 5 классных комнат? В училищах нет тетрадей, ручек, чернил. А без всего этого никак не наладишь нормальных занятий. Необходимый минимум теоретических познаний, расширяемый к тому же с началом нового учебного года, должен быть обязательно преподан учащимся в интересах подготовки полноценных квалифицированных кадров.

Своеобразие системы трудовых резервов состоит еще и в том, что мы имеем здесь дело с подростками, со всеми их ребячьими особенностями. Воспитание их, как подчеркивает М. И. Калинин, очень щекотливое дело, оно требует особого подхода. Как часто забывают об этом люди, призванные воспитывать этот отряд юношества. Многие директоры и мастера не прочь посетовать на слабость дисциплины, хулиганство, нарушения порядка. Но часто ли эти руководители заглядывают в общежития к ребятам? А там, порою, все отдано в руки комендантов, людей большей частью малокультурных, не способных должным образом влиять на учащихся.

Мы готовим рабочих, хорошо знающих свою профессию, и в то же время готовим советских граждан, которые должны понимать свой долг перед родиной. Вправе ли мы отбрасывать такие замечательные формы воспитания, как встречи со старыми рабочими, с участниками отечественной войны? Разве война отменяет годами накопленные формы и методы воспитательной работы? Наоборот, она требует их углубления и обогащения. Больше чем когда-либо молодежь, оторванная от семьи, требует внимательного и вдумчивого большевистского воспитания.

Война и вся окружающая обстановка делают ребят более взрослыми. Это естественно. Но они еще юны и нет нужды лишать их развлечений, свойственных возрасту. Речь идет о развертывания культурной работы и самодеятельности. В последнее время кое-что в этом отношении сделано. Созданный, например, в г. Молотове ансамбль песни и пляски учащихся—прекрасное начинание. Но всего этого еще очень мало. И не только в драматических и хоровых кружках дело. Книга, этот лучший друг молодежи, еще не в почете в училищах. Библиотеки бедны и не пополняются. Мало выдумки и инициативы в развертывании увлекательной культурной работы. Вот где огромное поле деятельности для комсомола!

Комсомольские организации в ремесленных училищах и школах ФЗО недостаточно подвижны и деятельны. Едва ли не исключением является комсомольская организация школы ФЗО № 43, где и экскурсии устраивают, и прочитанные книги сообща обсуждают, и собрания проводят увлекательно. Тут комсомольцы—застрельщики всех интересных начинаний. Почти все учащиеся школы стали комсомольцами. Вот этой-то живости, задора, огонька нехватает многим другим комсомольским руководителям, чтобы быть подлинными вожаками учащихся подростков во всех делах, производственных и культурных.

Сейчас от руководителей училищ и школ требуется гораздо больше заботы, настоящей отцовской заботы о бытовых нуждах ребят. Ведь очень часто самовольный уход из школ и училищ—это результат бытового неустройства. Между тем, есть все возможности навести порядок и в этих делах. Нужно только не ждать, пока все пришлют сверху, а с помощью самих же учащихся завести образцовое подсобное хозяйство, следить за чистотой, наладить стирку и починку обмундирования, добиться хорошей работы столовой. Не ссылаться на трудности войны, а напористо преодолевать их,—вот что прежде всего нужно, чтобы улучшить быт учащихся, создать им необходимые условия для учебы и труда.

Первая областная конференция отличников ремесленных училищ и школ ФЗО дала новую зарядку для еще более упорной и настойчивой учебы, для еще более самоотверженного стахановского труда. Конференция призвала всю армию трудовых резервов еще выше поднять знамя социалистического соревнования, бороться за первенство Молотовской области, учиться и работать так, чтобы множить славные традиции лучших мастеров Сталинского индустриального Урала.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Колхоз