Пребывание театра имени С.М.Кирова в Молотов— факт большого культурно-политического значения в жизни Урала
Товарищи! Сегодняшнее собрание городского партийно-советского актива и интеллигенции мы посвящаем подведению итогов деятельности славного коллектива Ленинградского ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова за время пребывания его в нашей области и проводам театра в Ленинград. В тяжелые дни военной угрозы, нависшей над нашей страной, когда гитлеровские банды рвались к сердцу нашей родины — Москве, угрожали городу Ленина‚ партия и правительство проявили исключительную заботу о сохранении старейшего русского академического театра имени С.М. Кирова и приняли решение об эвакуации его из Ленинграда в глубокий тыл для продолжения творческой работы. Новым местом пребывания и работы театра был избран Урал. И это не случайно. Урал — становой хребет нашей обороны, он взял на свои плечи главную тяжесть снабжения вооруженных сил нашей Родины. Решению этой великой и благородной задачи должен был содействовать оружием своего искусства государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С.М.Кирова.
Товарищи! Приезд Ленинградского театра в наш город явился для всего Урала крупнейшим событием культурного и политического значения.
Театры Урала, в частности здесь, в Молотове, в Свердловске, видели на своих сценах многих известных и выдающихся представителей русского искусства. Уровень театральной культуры на Урале и в прошлое, дореволюционное время был значительно выше большинства провинциальных русских городов, уступая лишь нашим столицам и таким городам, как Киев, Одесса и немногим другим. Однако, во всей истории театральной культуры Урала, а тем более нашего города, не было события, более выдающегося, чем приезд сюда в полном составе для продолжительной работы Ленинградского академического театра.
Один из старейших оперно-балетных театров нашей страны театр имени С.М.Кирова (бывший Мариинский) теснейшим образом связан со всей историей формирования и развития русской театральной культуры, и его творческий путь очень о многом говорит сердцу каждого культурного русского человека. Это творческий путь почти двух столетий, начиная с Петербургского Большого театра, основанного еще в XVIII веке, а затем Мариинского театра, явившегося продолжателем его деятельности. Именно с этим театром связаны имена гениальных русских композиторов во главе с Глинкой, опера которого «Иван Сусанин» была впервые исполнена в этом театра еще в 1860 году. Именно. здесь в этом театре исполнялись впервые оперы и балеты великих гениев о русской музыки — Чайковского, Глазунова, Бородина, Римского-Корсакова, Даргомыжского, а также западно-европейских классиков. Именно здесь, на сцене этого театра подвизались лучшие носители русской вокальной. культуры — Стравинский, Шаляпин, Ершов, Собинов, Литвин, Мравина, а также многие выдающиеся мастера русского балета: Павлова, Преображенская, Истомина и другие.
Город Ленина и вся наша страна по праву гордятся этим замечательным театром, олицетворяющим высокий прогресс и расцвет русского искусства и стоящим в первых рядах среди лучших театров мира. Выдающиеся достижения Ленинградского театра были высоко оценены советским правительством, наградившим его орденом Ленина. Партийные, советские и общественные организации города и области, встречая коллектив театра, старались всемерно содействовать тому, чтобы театр был полностью сохранен, и перестроившись в соответствии с требованиями военного времени, мог бы продолжать на новом месте свою плодотворную деятельность.
Я должен отметить, товарищи, что коллектив театра в целом проявил высокий советский патриотизм, глубокую гражданскую сознательность и полное понимание ответственных задач, стоящих перед театром и перед советским искусством в дни войны. В этом большая заслуга партийной. и комсомольской организаций театра, которые сумели спаять, сцементировать коллектив театра, мобилизовать его на преодоление всех трудностей и вооружить для большой творческой работы в новых, трудных условиях.
Уже через две недели после приезда на Урал театр открыл свой 81-й сезон народно-героической оперой Глинки «Иван Сусанин» в помещении Молотовского театра оперы и балета. За 2 года и 9 месяцев пребывания в городе Молотове коллектив театра осуществил 27 оперных и балетных постановок при общем количестве свыше 1000 спектаклей, 14 концертов-спектаклей и около 3500 военно-шефских концертов.
В неслыханно короткий срок театр создал новую подлинно народную величественно-советскую оперу М. Коваля. «Емельян Пугачев», посвященную сталинскому Уралу и отмеченную высокой правительственной наградой (Аплодисменты). Сталинские премии первой степени получили за эту оперу её композитор М. Коваль, музыкальный руководитель и главный дирижер театра, лауреат Сталинских премий, народный артист СССР А. М. Пазовский, главный режиссер театра-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств Л. В.Баратов и художник спектакля лауреат Сталинской премии народный художник РСФСР Ф.Ф. Федоровский.
Нам, уральцам, особенно близко это произведение, так как оно написано композитором в тесном содружестве с нашим старейшим уральским поэтом В В. Каменским, причем создано это произведение как раз в тех местах, где некогда гуляла вольница Пугачева.
Высокую правительственную оценку получила другая новая работа театра — балет А. Хачатуряна «Гаянэ», — за которую композитору была присуждена Сталинская премия первой степени.
Правительственной наградой была отмечена постановка оперы Чайковского «Чародейка» капитально возобновленная на молотовской сцене. Сталинская премия за эту оперу была присуждена музыкальному руководителю театра и дирижеру спектакля А. М.Пазовскому и трём исполнителям центральных партий О. А.Кашеваровой, заслуженному артисту Г. Н. Налепп и заслуженному артисту Б. М. Фрейдкову.
Первоклассный симфонический оркестр театра под управлением А. М. Пазовского впервые на Урале исполнил 7-ю симфонию Шостаковича — выдающееся произведение эпохи великой Отечественной войны, поэму о героической борьбе и грядущей победе советского народа.
В прекрасном исполнении хора и оркестра театра молотовцы прослушали величественную музыку гимна Советского Союза.
Рабочие предприятий и все трудящиеся города Молотова,весь партийно- советский актив, многие колхозники и интеллигенция области — всего около миллиона человек с большим удовлетворением, культурно отдыхая, знакомились с выдающимися произведениями русской и иностранной музыкальной классики, современным советским оперным репертуаром, балетными спектаклями в постановка театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
О возросшем интересе уральцев к опере и балету свидетельствует тот факт, что большинство произведений в постановке театра имени Кирова рабочие и интеллигенция города смотрели и слушали по 4—5 раз. Театр не вмещал всех желающих наслаждаться высоким советским искусством. Колхозники далеких районов собирались по 500—700 человек и приезжали в город Молотов, чтобы посетить театр.
Театр неоднократно посылал концертные бригады во Свердловск, Челябинск, для обслуживания губахинских, соликамских и березниковских химиков, шахтеров Кизеловского бассейна, чусовских металлургов, краснокамских нефтяников, колхозников прикамских полей и рабочих предприятий оборонной промышленности и всюду своим высоким искусством помогал ковать победу над врагом,
театр был органически связан с госпиталями, воинскими частями, учебными заведениями, и помимо концертных выступлений возглавил руководство художественной самодеятельностью. Молотовская филармония выросла, окрепла и стала популярной благодаря непосредственному участию в ней артистов театра оперы и балета имени Кирова.
Концертные передачи областной радиостудии всегда проводились с участием артистов театра имени Кирова, их с большим удовлетворением слушали трудящиеся области.
Большая заслуга театра состоит в том, что он восстановил в правах многие старинные русские песни, популярные в народной массе, но незаслуженно забытые в последнее время. Театр положил начало созданию цикла новых хороших песен об Урале и в этой связи нельзя не отметить особо плодотворной деятельности композиторов Фарли и Прицкера, а также артистов Гришанова и Шашкова, выступления которых пользовались большим успехом у массы слушателей и зрителей.
Коллектив театра не ограничивался возобновлением текущего репертуара, созданием новых творческих постановок, а жил все время кипучей общественной жизнью. Деятельность театра выходила далеко за рамки города и области. 10 концертных бригад, организованных театром, побывали на передовых линиях фронта неся высокое искусство защитникам нашей Родины. Творческие бригады театра побывали в Сталинграде вскоре после его полного освобождения от немцев, в Ленинграде — тотчас же после прорыва блокады, следовали с частями наступающей Красной Армии при освобождении советской Украины и т.д.Театр за время войны внес в фонд обороны более 4 миллионов рублей и сделал большие перечисления средств, полученных от целевых спектаклей, в фонд помощи детям фронтовиков.
Товарищи! Театр имени С. М.Кирова снова возвращается в свой родной Ленинград. С большим сожалением трудящиеся нашего города и области расстаются с этим замечательным театром, который давал им возможность наслаждаться классическими творениями советского искусства и черпать бодрость и новые силы для продолжения трудной работы по производству вооружения и боеприпасов для героической Красной Армии. Вместе с этим, все мы охвачены и чувством большой радости, так как возвращение театра в Ленинград свидетельствует о силе наших успехов в борьбе с врагом, о приближении часа нашей окончательной победы, о прочности завоеваний Красной Армии, о возрождении нашего славного города Ленина. (Аплодисменты).
От’езд театра имени Кирова означает большую и невосполнимую утрату в области культуры и искусства для нашего города. Для того, чтобы смягчить и легче пережить эту утрату, партийные, советские и общественные организации области и города должны всемерно усилить свое внимание к вопросам искусства и культуры, быстрее решить задачу восстановления своего театра оперы и балета, усилить помощь существующим театрам, филармонии и создать все необходимые условия для их дальнейшего роста и укрепления.
Прекрасное высокое искусство, которое показал нам Кировский театр, мы должны поставить перед собой как образец, к которому обязаны стремиться в своей работе наши театральные организации. За три года работы Кировского театра зритель наш значительно вырос, требования и запросы его неизмеримо повысились, и наша задача — сделать все необходимое и возможное, чтобы удовлетворить эти требования и запросы.
Разрешите мне от имени областного и городского комитета партии, исполкомов областного и городского Советов депутатов трудящихся передать прощальный привет славному коллективу Ленинградского ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Разрешите, вместе с тем, от имени трудящихся города Молотова и трудящихся всей нашей области выразить искреннюю благодарность всему коллективу театра и его руководителям за ту большую, культурную работу, которую провел театр за время своего пребывания у нас, на Урале.(Аплодисменты).
Разрешите также особо поблагодарить отдельных артистов театра, высокое мастерство которых снискало себе заслуженное уважение наших молотовских зрителей. Я имею в виду товарищей Уланову, Дудинскую, Кашеварову, Балабину, Кисиллову, Вачеслову, Мшанскую, Анисимому, Маньковскую, Белухину, Розен, Фрейдкова, Нэлепп, Яшугина, Сергеева, Орлова, Сареду, Каплан, Лопухова, Пономарева,Зубковсного, Филлер и ряд других, имена которых пользуются особой популярностью среди наших молотовцев. (Аплодисменты).Товарищи работники театра! От всей души желаем Вам счастливого пути и новых творческих успехов во славу нашей Родины, во славу советского искусства. Передайте трудящимся героического Ленинграда и его славной партийной организации привет от уральцев.(Аплодисменты).
Горячий привет и низкий поклон от уральцев руководителю ленинградских большевиков Андрею Александровичу Жданову.(Бурные аплодисменты). Передайте им, что мы неослабно следили за каждым днем их героической борьбы, что их страдания и горе жгучей болью отражались в сердцах трудящихся Урала и звали их на трудовые подвиги. Передайте ленинградцам, что их победы над врагом радовали и воодушевляли нас, вливали в нас новые силы и бодрость для ускорения победы над ненавистными захватчиками. Передайте славным ленинградцам, что мы, уральцы, будем тщательно изучать их боевой производственный опыт, будем и на своих предприятиях внедрять культуру, опыт, традиции Ленинграда.
Скажите ленинградцам, что уральцы будут всемерно помогать им быстрее залечить раны и разрушения, нанесенные во время блокады их городу. Мы поможем им восстановить и отремонтировать исторические здания города Ленина, дворец Урицкого. Смольный, Мариинский дворец, театр имени Кирова. Рабочие Чермозского и Лысьвенского металлургических заводов уже приняли решение прокатать во внеурочное время сверх плана, триста тонн кровельного железа для восстановления этих исторических зданий. Можете быть уверенными, что рабочие других заводов также последуют примеру лысьвенцев и чермозцев в деле помощи восстановлению Ленинграда. (Аплодисменты).Товарищи! Я хочу выразить твердую уверенность в том, что возвратившись в город Ленина и получив возможность продолжать широкую деятельность, театр имени Кирова найдет возможность поддерживать всемерную творческую связь с Уралом, с нашим городом, и что узы творческой дружбы и культурной связи, которыми история скрепила отныне Урал с Ленинградом, будут все больше расти и крепнуть. Да здравствует советское искусство!
Да здравствует славный орденоносный коллектив театра имени С.М. Кирова!
Да здравствует и крепнет дружба уральцев с ленинградцами!
Слава нашей партии, ее мудрому вождю, Верховному Главнокомандующему, Маршалу Советского Союза, организатору наших побед—Великому Сталину! (Бурные аплодисменты).