В театре имени Кирова
Оперой «Князь Игорь» после месячного перерыва открылся сезон в Ленинградском академическом театре им. С. М. Кирова.
Спектакль прошел, с большим творческим под’емом, одинаковым у солистов, хора, оркестра и балета. Характерным являлась именно слитность ансамбля, общая приподнятость сценического тона. Один из лучших русских исполнителей роли Игоря засл. арт. А. Н. Ульянов снова показал превосходное исполнение этой чрезвычайно содержательной и богатой партии, создав живой и сильный эпический образ русского полководца. Свежо звучал красивый голос засл. арт. орденоносца. Н. Н. Середа в роли Владимира Игоревича. Исключительное впечатление производит вокальное и сценическое мастерство лауреата Сталинской премии засл. арт. Б. М. Фрейдкова в роли Колчака. Все, начиная от внешнего рисунка, кончая самым незначительным жестом, отделано у артиста очень тщательно. Движения его ритмичны и точны, мимика, выразительна, фразировка и дикция доходчивы, голос звучит полно и сочно.
Шедевр русской хореографии, половецкие пляски, снискавшие себе восторженную признательность не только у нас, но и далеко за пределами нашей страны, снова, как в лучшие времена расцвета нашей балетной труппы, заиграли всеми чудесными красками прекраснейшего искусства. В этой балетной сцене, ограниченной в отношении сольных номеров (очень хороши артистки Н. Вдовина и В. Петрова), как ни в каком другом балете с подчеркнутой силой раскрывается блестящее мастерство всего коллектива в целом, его великолепная школьная и сценическая выучка. Оттого массовое исполнение здесь достигает высокого совершенства.
Безукоризненно пел прекрасный хор театра, руководимый главным хормейстером засл. арт. орденоносцем В. П. Степановым. На таком же высоком уровне проходило исполнение оперы превосходным оркестром театра. В этом большая заслуга даровитого и опытного дирижера А. М. Брона, великолепно ведущего всю музыкальную часть спектакля.
Хочется, однако, чтобы такая удача была только постоянной. Необходимо, чтобы это гениальное произведение русского оперного искусства приковало к себе серьезное внимание руководства и стало бы одной из центральных, фундаментальных постановок академичеcкого театра, на что опера эта имеет гораздо больше прав, нежели какая-либо другая. У театра есть для этого все возможности—постановочные и исполнительские.
Балет «Лебединое озеро»—одно из самых совершенных произведений музыкально-хореографического искусства. Музыка его, чрезвычайно мелодичная, напоенная прекрасной романтикой и редкой эмоциональностью —одна из вдохновеннейших песен Чайковского. Она занимает в балете такое же место, как в опере «Пиковая дама» или в симфонической литературе шестая «Патетическая симфония». Удача этого балета, в его замечательном совпадении с высоким хореографическим искусством», возникшим в соавторстве Мариуса Петипа с чудесным русским мастером Львом Ивановым, создавшим подлинно драгоценный камень танцевально-сценического мастерства. В обычном исполнении артистов театра им. Кирова «Лебединое озеро»—редкий по художественному уровню спектакль.
В отчетном спектакле главную женскую роль исполняла засл арт. орден. Г. Н. Кириллова, принадлежащая к той же непревзойденной плеяде балетных артистов театра им. Кирова, которая завоевала себе высокую славу своим истинно чудесным искусством. Кириллова чрезвычайно легкая, изящная, воздушная исполнительница, сохранившая все лучшие традиции старого русского балета и ценные особенности высокой ленинградской школы. У нее очень хорошая техника, мягкий рисунок, пластичные движения и та счастливая музыкальность, которая приводит к полному слиянию артиста с оркестром. Центральная мужская роль (граф) по своей танцевальной структуре и сценическому характеру требует исполнителя исключительно первоклассного и всегда находилась в руках таких блестящих танцовщиков ленинградского балета, как Чабукиани, Сергеев, Каплан, державших эту партию а высоком танцевальном уровне. Попытка передать эту роль менее сильным танцовщикам обречена на неудачу. Артисты Пушкин и Писарев, — исполнители весьма ценные и полезные, прекрасно делающие свое дело в целом ряде других балетов, здесь, однако, лишний раз напоминают, что распределение ролей требует более бережного и вдумчивого отношения, нежели в данном случае, как, впрочем, и в целом ряде других. Решительно недопустимо снижение того высокого уровня, на котором десятки лет проходил этот лучший балетный спектакль Ленинградского академического театра имени Кирова.
Оба спектакля,—оперный и балетный, данные для открытия сезона после перерыва, снова и снова показывают, какими прекрасными возможностями обладает театр.
Однако, именно эти возможности далеко не всегда используются. Целый ряд спектаклей идет не на том высоком уровне, какими хотелось бы их видеть. Лучшая, прекраснейшая опера Чайковского «Пиковая дама» не всегда является украшением репертуара. Сплошь и рядом ее состав, сценическая и вокальная части, как и весь уровень спектакля, гораздо ниже того, что требует не только академическая, но и самая скромная периферийная опера. Плохим, старопровинциальным, вокально крайне слабым является «Фауст», постановочно грязно и небрежно, как типично «проходные» проходят некоторые спектакли «Травиаты», еще хуже «Вертер».
Лучший в мире хореографический ансамбль, законно пользовавшийся славой непревзойденного, теперь начинает в ряде спектаклей снижать уровень постановок. Весь цвет балета, то, что составляет его силу и гордость, оказался вне стен театра.
Театр большой культуры не имеет права, работая над серьезными, основными постановками, которые неизменно становятся украшением русского искусства, забывать о других, «будничных» постановках, низводя их до уровня дежурных, проходных спектаклей.
Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.