Отлично подготовить металлургические предприятия к зиме
Две прошедших зимы в условиях войны были для металлургов области большим испытанием.
Растущее военное производство предъявляет, как известно, все новые и более повышенные требования к черной металлургии. На очереди третья военная зима. От дальнейших успехов металлургии, являющейся основой всей промышленности, будет зависеть наиболее полное удовлетворение нужд фронта. Тщательно подготовить металлургию к нормальной работе зимой, тем более, что задачи, которые ей придется решать в предстоящий зимний период, несомненно, возрастут как по своему объему, так и по своим трудностям, - вопрос большой хозяйственной и политической важности.
Опыт прошлого года показал, что значительная часть металлургических предприятий оказалась к зиме неподготовленной из-за того, что своевременно не были созданы необходимые запасы сырья, топлива и материалов. По этой причине только в первом квартале 1943 года доменные печи Чусовского завода в течение 30 суток работали на пониженном дутье, а мартеновские печи простаивали сутками.
Как же обстоит дело с готовностью наших предприятий к работе зимой 1943—44 гг.?
Государственный Комитет Обороны 23 июля этого года принял специальное постановление о создании запасов сырья, топлива на предприятиях Наркомчермета для их бесперебойной работы в зиму 1943/44 гг. Однако, с реализацией постановления ГОКО на предприятиях Молотовской области далеко не благополучно.
Остановимся на группе прикамских заводов, особенности которых заключаются в том, что они не связаны железной дорогой и снабжаются водным путем и для них особенно важное значение имеет использование навигационного периода.
Однако, это не было сделано, не все товарищи извлекли уроки из прошлогодних ошибок, забыли о суровых и неоднократных предупреждениях обкома ВКП (б).
За время навигации Чермозский завод, например, должен завезти 100 тыс. тонн различных грузов, фактически же к 1 августа завез 45 тысяч тонн.
Особая опасность вызывается отсутствием на заводе и базах 14 тыс. тонн передельного чугуна, 2800 тонн известняка, 20 тыс. тонн железного и чугунного лома и ряда других основных материалов.
Положение со снабжением завода исключительно тяжелое. Но руководители (директор т. Коханов) мало считаются с этим и не принимают решительных мер к исправлению недостатков.
Взять такой вопрос, как использование водного тоннажа. Каждый понимает, что насколько быстро будет оборачиваться тоннаж, настолько лучше будут доставляться заводу необходимые грузы. Из поступивших с начала навигации по 25 августа—136 единиц с грузом во-время было разгружено заводом только две единицы и уплачено штрафа за перепростой тоннажа... 334 тыс. рублей.
Разгрузка и погрузка барж организованы заводом крайне плохо. Спрашивается, на кого же будут руководители сваливать за это вину?
Директор завода тов. Коханов неоднократно обещал обкому исправить на перевалочной базе существующее положение. Однако, положение до сих пор не меняется.
Чермозский райком партии также самоустранился от дела подготовки завода к зиме и не оказывает практической помощи заводу.
В отлично от прошлых лет, более энергично и заботливо готовится к зиме Майкорский завод. Он уже обеспечен топливом, завез много руды и известняка. Но и директору этого завода тов. Гуляеву надо форсировать выгрузку древесины из пруда, чтобы избежать замерзания леса в воде, быстрей закончить строительство рудообжигательной установки и сдать ее в эксплоатацию.
Наиболее тревожное положение с созданием неснижаемых запасов сырья, топлива и материалов создалось на Чусовском и Лысьвенском заводах.
Чусовской завод по основным материалам и коксу не имеет нормативных запасов. Наличие известняка, ванадиевого шлака, литейного и зеркального чугуна, кокса, динасового и магнезитового кирпича обеспечивает только текущую работу на 1—6 суток.
Если получение некоторых материалов со стороны связано с трудностями и не зависит от завода, то систематический срыв работы доменных печей из-за несвоевременного снабжения их известняком и отсутствие его в запасе лежит полностью на совести и ответственности хозяйственных и партийных руководителей завода.
Разве не характерен такой факт, что на карьере «Белый камень» в 1910 году при 90 рабочих добывалось 200—250 тонн известнякового камня в сутки, а после того, как на карьере было проведено капитальное строительство и вложено в него свыше 2 миллионов рублей и количество рабочих увеличено до 130 человек,—среднесуточная добыча в июле составила... 70 тонн, в августе... 100 тонн, при суточной потребности завода 350 тонн.
Таким образом из-за безответственного отношения со стороны, директора завода тов. Кротова к хозяйству карьера горноподготовительные работы не проведены и карьер к зиме не готов.
Директора заводов должны понять, что у них нет никакого основания для успокоения и что надо немедленно любой ценой наладить материально - техническое снабжение заводов.
Наряду с этим надо при всех условиях и немедленно покончить с преступной практикой перерасхода топлива и материалов на заводах, а людей, допускающих перерасход, привлекать к суровой ответственности.
Разве не позор, что лысьвенские работники, которые часто жалуются на недостаток передельного чугуна, за 8 месяцев этого года перерасходовали 5024 тонны этого чугуна. Разве не преступление, что Чусовской завод, который часто жалуется на отсутствие топлива, за первое полугодие перерасходовал около 11 тыс. тонн условного топлива?
В июле этого года XII пленум Молотовского обкома партии принял постановление о подготовке к осенне-зимнему максимуму и о вводе новых мощностей на электростанциях.
Со дня пленума прошло много времени. Что же сделано на металлургических предприятиях?
На Лысьвенском заводе в текущем году вновь введены в эксплоатацию мощный турбогенератор и котел. Идет монтаж второго котла. Естественно, что с пуском новых котлов увеличится и расход топлива. Поэтому необходимо теперь же разрешить вопрос топливоподачи на ТЭЦ. Но и строительство, и монтаж, и изготовление оборудования идут крайне медленно.
Кроме того, по графику на заводе требовалось отремонтировать 9 котлов, отремонтировано же только 3 котла.
На Чермозском заводе решением Государственного Комитета Обороны предусматривалось смонтировать и сдать в эксплоатацию два котла: один—к 10 сентября и второй—к 1 октября 1943 года, а фактически работы выполнены по котлу № 1—на 70 проц., а котлу № 2—на... 10—15 процентов. Таким образом, решение ГОКО Чермозским заводом сорвано.
На большинстве предприятий до сих пор не приняты меры для подготовки к зиме внутризаводского транспорта, промышленных корпусов, жилых и культурно - бытовых помещений.
На Чусовском заводе габариты железной дороги не растащены, пути старой рудной эстакады находятся в аварийном состоянии и не ремонтируются. Вопрос о ремонте больших паровозов на заводе не решен, так как из-за малого радиуса кривизны эти паровозы в существующее депо проходить не могут. Слабо ремонтируются вагонный и паровозный парки. Из 15 паровозов прошли ремонт 12, из 150 вагонов отремонтировано 68.
Подготовка металлургического производства к зиме теснейшим образом связана с необходимой подготовкой рабочих жилищ, столовых, бань, прачечных. В этом деле большую роль должны сыграть профсоюзы и комсомол.
На примере Губахинского коксохимического завода можно показать, каким образом «решаются» эти вопросы беспечными руководителями, которые считают, что их дело написать приказ и с плеч долой. 10 июля директор завода тов. Бубликов издал приказ о подготовке жилья к зиме. Ни один пункт этого приказа до сих пор не выполнен (ни один пункт!) и никаких мер по отношению к лицам, не выполняющим возложенной на них работы, не принято.
Наша страна рассчитывает на то, что металлурги сумеют еще больше поднять производство чугуна, стали и проката и будут обильно снабжать ими военную промышленность. Отличная подготовка к зиме поможет быстрому и успешному решению этой задачи.
И. В. ИВАНОВ — зам. секретаря Молотовского обкома ВКП(б) по металлургической промышленности.