Вечная слава героям, павшим в борьбе за нашу родину!
С железным упорством, с неутомимой храбростью сражается Красная Армия на фронте, разбивая врага и очищая пядь за пядью советскую землю от черной вражеской силы.
История войн не знает столь высоких образцов доблести и геройства, проявленных бойцами и командирами, не знает таких примеров массового героизма, какими изобилует великая эпопея борьбы нашего народа против ненавистных захватчиков. Неувядаемой славой покрыла себя Красная Армия в грозные и суровые дни великой Отечественной войны. Слава эта принадлежит и тем, кто завоевал в борьбе с врагом бессмертие своему имени, кто пал смертью храбрых на поле брани, защищая честь и свободу нашей священной родины.
Особым Приказом Народного Комиссара Обороны товарища Сталина отмечен бессмертный подвиг рядового 254 Гвардейского стрелкового полка 56-й Гвардейской стрелковой дивизии Александра Матвеевича Матросова. Юный герой в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за деревню Чернушка, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.
В жестоких боях, в кровопролитных схватках завоевывает советский народ победу над злобным, коварным врагом, победу, которая ведет к торжеству правого дела, к новому могучему расцвету нашей великой страны.
Война не бывает без жертв. Советский народ принес немалые жертвы на алтарь отечества. Но каждый боец, каждый командир, отдавая свою жизнь за родину, знал, что вечно будет чтима славная память о нем, о любимом | и мужественном сыне народа.
Память о погибших героях живет и будет жить в сердцах советских людей, в сердцах советских воинов, вдохновляя их на новые подвиги во имя родины, во имя своего народа. В приказе Народного Комиссара Обороны об увековечивании памяти Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова сказано:
«Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером русской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии».
Приказ, присваивающий имя тов. Матросова полку, в котором служил павший герой, зачисляющий навечно рядового Матросова в списки 1-й роты этого полка, выражает одну из лучших традиций русской армии, которая свято соблюдается Красной Армией,— это культ погибших на поле брани воинов. Лучшие полководцы русской армии, верные хранители ее боевой славы, героических традиций,—Суворов, Кутузов, Багратион считали высокой обязанностью каждой воинской части свято хранить память о павших на поле сражений товарищей.
Если первой и главной заботой войсковой части было выполнение боевого задания, нанесение поражения врагу, то вторая заключалась в том, чтобы тела погибших па поле брани товарищей были преданы погребению с заслуженными ими воинскими почестями. Не случайно во многих полках русской армии на поверках выкрикивались имена павших героев. И в ответ на произнесенное имя убитого на поле брани раздавались слова: «Пал смертью храбрых».
Наш народ всегда умел глубоко чтить имена, героических защитников родины, отдавших свою жизнь при выполнении своего долга перед нею. Не забыты имена героических участников Отечественной войны 1812 года. Жива память о доблестных защитниках Севастополя во время Крымской кампании. Как о близких родных, упоминаются имена боевых руководителей обороны Севастополя во время Крымской кампании в прекрасных словах поэта:
Там Кормилова могила, Там Нахимов спит.
Красная Армия с величайшим уважением хранит глубоко проникновенную традицию—помнить о павших в боях за родину. Каждая рота, каждый полк свято чтит память погибших товарищей. В суровых буднях войны посмертный долг воздается не только обрядом погребения. Погибшие товарищи как бы незримо живут в своей части. На рассказах об их подвигах воспитываются молодые бойцы, а опытные и закаленные находят в них образцы для новых подвигов, для новых боевых успехов. Вот трогательный рассказ капитана Пенькова о том, как воинская часть почтила память погибшего героя-снайпера ефрейтора Зулина:
— Тело героя было доставлено на батарею и положено в гроб. Один за другим мимо уснувшего навеки воина проходили его друзья и товарищи. Они прощались, склоняя свои головы перед его прахом. У изголовья Зулина в почетном карауле стоял один из лучших его учеников—снайпер-узбек X. Париев... Над гробом Зулина выступали с кратким словом его товарищи. Они поклялись высоко пронести в боях честь воина, честь батареи, полка, громить врага так, как его громил Зулин. Свою клятву артиллеристы скрепили троекратным салютом из винтовок, а затем по телефону на огневые позиции всего дивизиона была передана команда:
— За лучшего снайпера соединения ефрейтора Зулина по фашистской нечисти зарядить!
Бойцы проворно зарядили орудия. Грянул мощный залп, и в логово врага полетели снаряды, сея смерть среди гитлеровских бандитов.
Боевые товарищи Зулина похоронили его, а на могиле установли памятник с надписью: здесь похоронен коммунист снайпер - орденоносец Зулин Иван Петрович, павший смертью храбрых в боях с немецко - фашистскими захватчиками. Здесь налицо и стремление почтить память павшего товарища, сохранить его имя не только для воинской части, но и для потомства. Здесь же и клятва продолжать то священное дело, которому он отдал жизнь, а также отомстить со всей силой кипящей ненависти к врагу.
Имена павших в бою героев окружены любовью к Красной Армии. Но они—достояние не только боевых товарищей, они - и достояние близких и родных, они— достояние всех советских людей, священный долг которых—так же свято чтить память погибших защитников родины, как это делает Красная Армия.
Об этом патриотическом долге каждого советского гражданина неизменно напоминают волнующие слова, содержащиеся в приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина:
— Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей родины!
(Передовая «Правды» за 13 сентября).