Как на шахта им. Крупской «внедрили» пенсильванскую систему
Шахта им. Крупской треста «Андреевуголь» имеет два круто падающих пласта, мощность которых равна 4 метрам. Ведя разраборку обычным методом, шахта брала уголь только с одного пласта, что составляло не более 30 процентов имеющегося в забоях угля. Остальной уголь заваливался породой.
Коллектив шахты немало поработал, чтобы освоить добычу с обоих пластов. Пробовали внедрить уступчатую систему добычи, но она но дала нужных результатов. Творческая мысль коллектива, однако, не остыла. Люди, преодолевая ряд трудностей, искали новые методы, и в конце концов решено было внедрить пенсильванскую систему.
В ноябре 1942 года на участке № 3 была применена камерно-столбовая выемка угля—одна из форм пенсильванской системы. Не сразу шахте удалось достичь необходимых результатов, так как в начале работы был допущен ряд ошибок. Но цель в конце, концов была достигнута: участок № 3, где была применена камерно-столбовая система, увеличил добычу угля на 70 процентов. Производительность труда рабочих забоя возросла в полтора раза, расход леса на тысячу тонн добытого угля уменьшился в 5 раз. Работа в забое стала гораздо более безопасной, чем при старой системе.
В январе этого года на камерно-столбовую добычу угля было переведено уже три участка. С тех пор на шахте намного увеличилась добыча, поднялась производительность труда горняков.
Но, несмотря на все преимущества и большую выгоду пенсильванской системы добычи угля на шахтах с крутопадающими пластами, комбинат «Молотовуголь» и трест «Андреевуголь» практически не поддерживают ее. В комбинате и тресте уже начинают поговаривать, чтобы шахту им. Крупской перевести на... старые методы работы.
В дем дело?
Оказывается, руководители комбината и треста, да и работники самой шахты не желают серьезно поработать, чтобы преодолеть некоторые трудности, возникшие с введением новой системы, не хотят перестроить работу в соответствии с новыми требованиями.
Сейчас на шахте очень отстают подготовительные работы. Возросшая благодаря введению пенсильванской системы производительность шахты потребовала, прежде всего, форсирования подготовительных работ, увеличения компрессорных установок, перестройки транспортного хозяйства и т. д.
Если раньше в шахте, например, работало двенадцать-четырнадцать бурильных молотков, то сейчас их количество увеличилось вдвое. Мощность же компрессорной установки осталась прежняя. В результате ощущается острый недостаток сжатого воздуха. Чтобы поддерживать необходимую норму воздуха в забое, руководители шахты вынуждены поочередно суток на десять приостанавливать работу то одной, то другой смены. Подобная практика приносит огромный убыток.
Чтобы разрешить вопрос о воздухе, на шахте достаточно установить более мощный компрессор. Своими силами шахта это сделать не может. Нужна помощь треста и даже комбината. Правда, главный инженер комбината «Молотовуголь» т. Островский взялся, было, помочь шахте, но свое обещание не сдержал. Комбинат решил, например, взять компрессор па шахте им. Урицкого, где он бездействует 4 года, но там легко убедили руководителей комбината, что без этого компрессора шахта не может жить.
Волокита с компрессором тянется уже полгода. Бригады, занятые на подготовительных работах в шахте, половину времени просиживают. Это особенно часто бывает на отдаленном втором участке. Здесь давление воздуха вместо 4—4 ½ атмосфер еле достигает двух атмосфер. Это резко сказывается на производительности труда. Так, например, при нормальном поступлении воздуха в забои рассечка камеры производилась за 12 рабочих суток, а сейчас на это уходит больше 35 суток.
Несомненно, что шахта и своими силами кое в чем может улучшить снабжение забоев сжатым воздухом. Большую экономию принесло бы, например, внедрение бурильных электросверл. К сожалению, они внедряются медленно и лишь потому, что этому мероприятию противится главный механик шахты тов. Копьев. Электросверла ему, конечно, прибавят хлопот!
Несвоевременно реализуются на шахте и другие мероприятия. Намечено было заменить воздушную магистраль малого сечения более мощной. Для этого имеется все, но работа без причин затягивается. Предстоят также большие затраты труда для замены ручной откатки угля электрической. Сейчас из-за отсутствия механизированной откатки угля на отдельных участках, например, в штреке № 312, уголь добывается только в одну смену. На шахте есть и рельсы, и электровоз. Дело лишь за умелой организацией работ по прокладке путей.
Все возможности оказать конкретную помощь шахте имеют и комбинат и трест, особенно при условии установки нового компрессора. Тогда шахта им. Крупской сумеет подтянуть подготовительные работы, лучше освоить пенсильванскую систему и даст стране значительно больше угля
В. РЯБЧЕНКО. (Корр. «Звезды»).
Г. Губаха.