«Евгений Онегин»
В театре им. С.М. Кирова
В русской оперной литературе нет оперы более популярной, нежели «Евгений Онегин». Образы пушкинского произведения, органически слитые с близкой сердцу любого русского слушателя музыкой Чайковского, вдвойне привлекают и волнуют.
Новая постановка театра имени Кирова благодаря своей скромности и не затейливости, пожалуй, является удачной, так как в этом отношении она соответствует требованиям Чайковского к постановке его опер. (Исключение надо сделать для сцены с куплетами Трике, поражающей своей вопиющей безвкусицей. Откуда взялись эти цветы, эти старопровинциальные, любительские позы хористок, это шутовское ломание самого Трике?).
Однако, излишняя скромность постановки привела и к тому, что декорационная часть носит характер откровенной «сборности», заимствования у соседних постановок. Разве у театра нет возможности создать спектакль более цельный, более одностильный? Разве эта опера Чайковского не заслуживает того, чтобы для нее написали декорации, тем более, что в театре работает такой прекрасный театральный художник, как Натан Альтман?
Чрезвычайно удачна вся музыкальная часть спектакля, руководимая опытным и вдумчивым дирижером Е. А. Дубовским. Исключительное обаяние оперы, ее лирическая взволнованность, ее высокая романтичность превосходно раскрываются чутким оркестром. В полной мере это относится к прекрасному хоровому коллективу театра, безукоризненно поющему под руководством главного хормейстера-В. И. Степанова.
Безусловной удачей спектакля является наполнение роли Ленского Н. Н. Середой. Его красивый голос звучит в этой роли особенно мягко и лирично. Молодость и свежесть его звука, нежность тембра удивительно совпадают с характером вокальной партии Ленского. Все его сцены, особенно сцена ссоры, ария перед дуэлью и дуэт были исполнены артистом прекрасно. А. Н. Ульянов создает верный рисунок Онегина. Изящный, статичный, холодный, он неизменно остается в рамках образа, верный литературному первоисточнику оперы. Поет он очень музыкально в стиле лучших исполнителей этой роли. О. А. Кашеварова, завоевавшая признание зрителя превосходным исполнением Настасьи в «Чародейке», создает трогательный образ Татьяны. У нее содержательный и красивый голос, хорошая вокальная манера, сценическая внешность. Сцена с письмом проведена артисткой в очень мягких тонах, тепло и лирично. Очень хорошо поет партию Громина Б. М. Фрейдков.
В целом, несмотря на отдельные дефекты, спектакль, особенно в своей оркестровой и вокальной части, слушается и смотрится с удовольствием. Театр заслуживает благодарности за быстрое возвращение исчезнувшего из репертуара «Онегина». И все же хочется, чтобы две лучшие русские оперы, два шедевра Чайковского — «Пиковая дама» и «Онегин»—шли в театре Кирова на более высоком сценическом уровне.
Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.