Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Сборник стихотворений Бориса Михайлова *)

Газета «"Звезда"» №99 от 21.05.1944
Автор статьи: Боголюбов Евг.
Текст документа:

Сборник стихотворений Бориса Михайлова*)

В выпущенной недавно Молотовгизом книжке стихов Бориса Михайлова читатель-молотовец найдет ряд уже знакомых ему стихотворений. Некоторые из них были помешены в разное время в газетах «Звезда» и «Большевистская смена», другие печатались в альманахе «Прикамье», третьи прозвучали с рабочей эстрады. Стихотворение «Комсомольский билет» было напечатано в декабре прошлого года в «Правде».

И, все-таки, читатель будет благодарен издательству за то, что оно объединило эти стихотворения и в виде отдельного сборника дало ему в руки. Это не только поможет лучше разглядеть черты своеобразия нашего земляка-поэта, но и ставит на художественное вооружение снаряд достаточно эффективного действия.

Поэтическому дарованию Бориса Михайлова, несомненно, не свойственны ни блещущие яркие краски, ни громкие и резкие звуки. И когда вы читаете сборник его стихов, у вас часто создается впечатление чего-то приглушенного. Словно они поддернуты какой-то смягчающей дымкой.

Это зависит, по нашему убеждению, не от недостатка соответственных красок в распоряжении нашего поэта, и даже не единственно от особенностей его личного темперамента. Значительную роль тут сыграла поэтическая школа, через которую шло его художественное развитие.

Борис Михайлов идет в своем творчестве от традиций старой русской классики, от влияний Баратынского, Фета и др. Но на эти впечатления наслоились воздействия позднейших замечательных русских «повелителей нежных красок», мастеров оттенка — Чехова, Бунина‚ Блока. Они воспитали у Бориса Михайлова боязнь резкого звука, стремление к сдержанному, почти стыдливому выражению внутренней жизни, скромную манеру зарисовки окружающего мира.

Это отнюдь не обозначает душевной вялости или отсутствия внутреннего пафоса. У Бориса Михайлова есть своя страсть и свой пафос, большой и глубокий. Это—пафос любви к Родине, к родному Уралу. Поэт не выпячивает его и не выражает громким криком. Но он, этот пафос, глубоким подводным течением прошел через всю книгу, образуя идейное и эмоциональное скрепление для разрозненных внешне картин и образов.

Эти картины, естественно, распадаются на два цикла, между которыми огненную черту провел день объявления войны, 22 июня 1941 года. Стихотворения первого цикла имеют общий заголовок «Земля под солнцем», стихотворения второго озаглавлены - «Опаленные дни». В первых уральский человек показан преимущественно среди картин родной природы, во-вторых, пейзаж отходит на второй план, уступая место картинам борьбы уральских людей за родную землю против врагов-хищников.

Характерной чертой пейзажей Бориса Михайлова является лиричность и в то же время точность художественного изображения. Картины природы рисуются у него обычно вместе с человеком и пропущены через восприятие и эмоции поэта. При этом он не делает нажима на моменты ее величия и мощности, его восприятию ближе картины, исполненные глубокой интимности и мягкой прелести, не блещущие смелыми и эффектными красками и, однако, веющие неизгладимым очарованием. И нам думается, что если бы кто-нибудь из молотовцев послал эту книжку на фронт землякам-бойцам, она напомнила бы славным фронтовикам-уральцам родной край с его скромными, но бесконечно дорогими сердцу красотами.

Но еще более важную весточку фронту принесла бы эта книжка своей второй частью, художественно показывающей как уральский тыл в дни народной войны работает для обеспечения победы Ролины и для уничтожения наших злейших врагов. Это — живая и образная иллюстрация к замечательным словам первомайского приказа тов. Сталина: «Красная Армия в боях за Родину проявила беспримерное геройство. Но советский народ не остался в долгу перед Красной Армией». В стихотворениях «Наш ответ», «Будем зорче» «Уральская комсомольская», «Письма друзей», «Винтовка», «Угля наломали немало», «Строитель» и др. перед нами одна за другой развертываются картины героического труда уральских людей для Родины и партии, художественно раскрываются их думы и заботы о своих славных защитниках. И в качестве ведущего мотива ко всей книжке могут быть взяты прекрасные слова из «Уральской комсомольской»:

Сыновья мы Урала и Камы,

Дети воли и дети труда,

Создавали своими руками

На родных берегах города.

Сыновья мы великой отчизны,

Загорается сердце в бою,

Не жалея ни крови, ни жизни,

Защищаем свободу свою.

Язык Бориса Михайлова отличается, вообще говоря, качествами простоты, свежести и прозрачности. Тем досаднее встречающиеся в книге отдельные примеры небрежности и недоработанности. Требовательного читателя не могут не огорчить такие выражения, как напр.: «День, бывало, стоит безупречен» (стр. 9) или подобные ему.

Внешнее оформление книжки далеко от совершенства, — оно лишено изящества, главное же имеет отпечаток какой-то сероватости. Ссылка на военную обстановку не будет принята читателем—наш город показал на целом ряде образцов, что способен и сейчас обеспечить хорошую полиграфическую работу. В ряде случаев вызывает недоумение и расходится с существующими на этот предмет правилами пунктуация книжки, - особенно расстановка запятых.

Сталинский Урал имеет такие великие заслуги перед советским народом и государством, что будет предметом изображения многих и многих поэтов. В десятилетиях и веках будут петь его славу, изображая все новые черты его людей и его жизни. Всю его красоту и мощь не в силах раскрыть даже весьма одаренный поэт. Не раскрыл их полностью и во весь исполинский рост, понятно, и Борис Михайлов. Но ему удалось с неподдельным чувством и с художественным своеобразием показать хотя бы некоторые — и весьма существенные стороны жизни любимого им Урала. Язык Бориса Михайлова. В этом его право на внимание советского читателя, право на включение лучших из его стихотворений в антологию уральской поэзии.

*) Борис Михайлов «У Камы». Стихи. Молотовское областное издательство. 1944.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: стихи; Поэзия и проза