От Советского Информбюро
Оперативная сводка за 3 октября
В течение 3 октября на ГОМЕЛЬСКОМ направлении наши войска продвинулись на отдельных участках вперед от 5 до 10 километров и заняли более 20 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты ЖАВУНИЦА, ЛОЗОВИЦА, МАЛАШКИ, СЛОБОДКА, УШПИТОВ, ВАСИЛЬЕВКА, ЗАГОРЬЕ, РЫСЛАВЛЬ, КИРИТОВКА.
НА МОГИЛЕСВКОМ направлении наши войска продвинулись на отдельных участках вперед от 5 до 10 километров, заняли более 50 населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты ГЛУШЕЦ, ДРОУОВКА, ЛЮБАНЫ, ГИЖНЯ, ТЕЛЯШИ, БЕРЕЗОВКА, ЛЕТЯГИ, ЗАКРУПКЦ, ГИЖЕНКА, КЛИНЫ, ДУБНО.
На остальных фронтах - усиленная разведка и артиллерийская перестрелка.
В течение 2 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 155 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 42 самолета противника.
На Гомельском направлении наши войска на отдельных участках продолжали с боями продвигаться вперед. Бойцы Н-ской части, отразив несколько ожесточенных контратак противника, уничтожили 400 немецких солдат и офицеров. На другом участке наши войска, развивая наступление, заняли более 20 населенных пунктов. На поле боя осталось до 800 вражеских трупов. Захвачено 2 танка, самоходное орудие и 2 минометных батареи. Взято более 120 пленных.
На Могилевском направлении наши войска вели ожесточенные бои на рубеже реки Броня. Части Н-ского соединения под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника навели переправу и переправились на западный берег реки Проня. Стремительным маневром наши части вынудили немцев к поспешному отступлению и нанесли им большой урон в живой силе и технике. Только на одном участке истреблено свыше 600 вражеских солдат и офицеров. Захвачены четыре батареи полевых орудий, 3 самоходных пушки, 65 пулеметов и много различного военного имущества. На другом участке части Н-ского соединения продвинулись вперед до 10 километров и заняли ряд населенных пунктов. При взятии одного из пунктов уничтожены две роты гитлеровцев и захвачен большой обоз с боеприпасами, вооружением и добром, награбленным немцами у местных жителей.
Наши летчики потопили в Баренцевом море транспорт противника водоизмещением в 6 тысяч тонн.
Самолеты-торпедоносцы Краснознаменного Балтийского флота нанесли удар по немецким транспортам в Балтийском море. Торпедирован и потоплен транспорт водоизмещением в 3.000 тонн.
Авиация Черноморского флота наносила удары по войскам и плавсредствам противника. Потоплены три быстроходных десантных баржи и несколько мотоботов с войсками противника, уничтожено 60 автомашин, рассеяно и частью истреблено до трех рот гитлеровцев.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Минской области, в конце сентября разгромили железнодорожную охрану противника и разрушили участок железной дороги протяжением в шесть с половиной километров. На помощь железнодорожной охране немцы выслали эшелон с подкреплением. Партизаны ружейно-пулеметным огнем вывели из строя паровоз и, не дав противнику времени приготовиться для боя, истребили свыше 200 гитлеровцев, а остальных обратили в бегство. Через несколько дней минские партизаны на другом участке дороги разрушили еще 5 километров железнодорожных путей и обстреляли немецкий воинский поезд, следовавший к линии фронта.
Пленный солдат 9 роты 3 немецкого полицейского полка Якоб Горн рассказал: «Меня призвали на военную службу в апреле 1943 года. Я попал в запасный учебный батальон, расположенный в городе Хертогенбосс, в Голландии. Этот батальон готовил пополнение для полицейской дивизии, находившейся тогда в Праге. Девятого августа батальон был срочно погружен и в полном составе отправлен на Восточный фронт. Нас влили в 3-й полк. В тяжелых оборонительных боях наш полк был совершенно обескровлен. К 15 сентября жалкие остатки полка были сведены в одну роту, насчитывавшую 140 человек. Через три дня и от этой роты осталось всего лишь 60 человек».
Ниже публикуется акт о зверствах и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими властями в городе Осипенко (Бердянск): «Немецко-фашистские мерзавцы разрушили чудесный приазовский город и курорт Осипенко. Немецкие военные власти - фашистский гебитскомиссар Белетте и его заместитель Кюнкеле творили суд и расправу над мирным населением, грабили и убивали ни в чем не повинных людей. По далеко неполным данным, гитлеровцы за время оккупации расстреляли свыше 6 тысяч местных граждан. Более 20 тысяч мужчин и женщин, юношей и девушек - жителей города и района фашистские работорговцы насильно угнали на каторгу в Германию. Отступая под ударами Красной Армии, немецкие изверги взорвали и сожгли Первомайский завод сельскохозяйственных машин, Азово-Черноморский завод, крекинг-завод, кожевенный завод, обувную фабрику, два кирпичных завода, винный и пивоваренный заводы, механизированный хлебозавод, маслозаводы №№ 1 и 2, мясокомбинат, завод «Рыбпром», паровую мельницу, городскую электростанцию и железнодорожную станцию, институт физических методов лечения, городскую поликлинику, туберкулезный диспансер, педагогический институт, педагогический техникум, 18 школ, школу фабрично-заводского ученичества, клуб водников, клуб металлистов, клуб рабочих рыбной промышленности, клуб учителей, городской театр, краеведческий музей, городскую библиотеку, 4 санатория и много жилых домов города.
Гитлеровцы пытались насильно, под угрозой расстрела, увести с собой все население. Отряды гестаповцев и жандармов устраивали облавы по городу и охотились за людьми. За малейшее возражение, за попытку спрятаться и уклониться от эвакуации расстреливали. За несколько дней в городе и его предместьях гитлеровские палачи расстреляли несколько тысяч мирных жителей, не пожелавших покинуть родной очаг.
От имени всех граждан города мы требуем сурового и беспощадного наказания фашистских головорезов и убийц за все их мерзкие и кровавые преступления».
Акт подписали: председатель Осипенковского горсовета А. Михайленко, врачи - С. Самоурский, В. Миронов, М. Игошин, Л. Жукова, Б. Сопина, заместитель начальника цеха Азово-Черноморского завода А. Желудько, начальник дистанции пути И. Ляховец, протоиерей собора Василий Попов, наборщица Мария Чичерова, токарь депо Николай Вацько, токарь Азово-Черноморского завода С. Савин, рабочий «Рыбпрома» И. Квитко, учителя - А. Копач, Н. Переверзева, М. Тищенко, Н. Сидоренко и другие жители города.
Оперативная сводка за 4 октября
В течение 4 октября на отдельных участках ГОМЕЛЬСКОГО, МОГИЛЕВСКОГО и ВИТЕБСКОГО направлений наши войска вели бои местного значения, в ходе которых улучшили свои позиции.
На остальных фронтах усиленная разведка и артиллерийская перестрелка.
В течение 3 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 67 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 53 самолета противника.
На Гомельском направлении части Н-ского соединения отбили семь контратак противника и уничтожили до полка немецкой пехоты. Подбито несколько самоходных орудий противника и захвачены трофеи, в числе которых 5 полевых орудий и 4 бронетранспортера. На другом участке группа автоматчиков под командованием лейтенанта Силецкого переправилась через водный рубеж и, пробираясь зарослями, вышла во фланг противнику. Внезапным ударом автоматчики разгромили немцев, закрепившихся у водного рубежа, и обеспечили переправу наших подразделений через реку.
Наша авиация наносила удары по скоплениям войск противника. Действиями авиация уничтожено и повреждено 10 немецких танков, 40 орудий и более 100 автомашин с военными грузами.
На Могилевском направлении наши войска на отдельных участках продолжали вести бои по улучшению своих позиций. Противник предпринимает ожесточенные контратаки и стремится во что бы то ни стало удержать занимаемые рубежи. Н-ское соединение в результате упорных боев сломило сопротивление немцев и овладело несколькими опорными пунктами. На поле боя осталось свыше 400 вражеских трупов. За два дня боев уничтожено 20 орудий противника. Захвачены трофеи и пленные.
На Витебском направлении наши войска вели бои местного значения. На одном участке части Н-ского соединения, преодолевая многочисленные заграждения немцев, продвинулись вперед и заняли три населенных пункта. В боях за эти пункты уничтожено свыше 300 немецких солдат и офицеров. На другом участке нашими войсками отбито несколько ожесточенных контратак противника. Захвачены трофеи и пленные.
Авиацией Черноморского флота потоплены 2 десантных и 4 сухогрузных баржи противника. Кроме того, нашей авиацией разбито более 100 автомашин с военными грузами, рассеяно и частью истреблено до батальона гитлеровцев.
Немцы усиленно охраняли участок железной дороги, проходящей по территории Житомирской области. На каждый километр пути приходилось по 30-40 гитлеровцев со сторожевыми собаками. Через определенный промежуток времени по линии курсировал бронепоезд. Однако, несмотря на все меры, принятые противником, партизаны одного житомирского отряда за время с 14 по 17 сентября взорвали на этом участке 6 немецких воинских эшелонов. Уничтожены десятки вагонов с боеприпасами, орудиями и танками, следовавшими к линии фронта. Во время крушений убито свыше 300 немецких солдат и офицеров.
Пленный командир батальона 396 полка 216 немецкой пехотной дивизии майор Бернер Вихерт рассказал: «Наша дивизия за последнее время потерпела тяжелое поражение и потеряла убитыми и ранеными большое количество солдат. Особенно велики потери в командном составе. За один месяц были убиты все четыре командира рот моего батальона. Провал летнего наступления немецкой армии и начавшееся вслед за ним отступление немецких войск подорвали боевой дух солдат и офицеров. Теперь офицеры уже говорят не о просчетах или отдельных ошибках немецкого командования, а о явном превосходстве русской стратегии над немецкой стратегией. Офицеры дивизии, которых я знаю, считают, что о победе Германии уже не может быть и речи. Для меня ясно, что теперешнее тяжелое положение Германии во многом напоминает 1918 год. И весь вопрос сейчас заключается в том, когда нынешний кризис достигнет наивысшей точки, сколько времени немецкая армия еще может выдержать».
Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в городе Мариуполь: «В течение двух лет гитлеровцы мучили и терзали мирных жителей Мариуполя, разрушали и уничтожали город. Насилия и зверства фашистских извергов над советскими людьми, варварские разрушения в городе начались с первого дня оккупации Мариуполя и продолжались вплоть до бегства немецких захватчиков. За время оккупации гитлеровские палачи расстреляли несколько десятков тысяч мирных жителей. Тысячи замученных советских граждан похоронены в противотанковом рву и в окопах в районе агробазы, а также у села Хрещатинское. Фашистские изверги расстреляли помощника начальника мартеновского цеха завода им. Ильича депутата Верховного Совета УССР тов. Пузырева и его двух дочерей, старейших рабочих завода Шабанова, Пузачева и многих других. Немецкие бандиты взорвали цехи крупнейших заводов им. Ильича, Азовстали, им. Куйбышева, много предприятий местной промышленности, электростанцию, трамвайный парк, две водолечебницы, десять домов отдыха. Разрушены и взорваны здания городского совета, банка, суда и прокуратуры, почты и телеграфа, театр и здания 56 школ. Немцы также взорвали все церкви города. Гитлеровцы сожгли большое количество жилых домов вместе с находившимися в них жильцами. Подоспевшие части Красной Армии помешали гитлеровцам полностью разрушить и сжечь все общественные и жилые здания города».
Акт подписали: исполняющий обязанности председателя горсовета Л. Литвинов, рабочие, работницы и специалисты завода им. Ильича К. Гольдина, П. Поликурлат, инженер П. Фещенко, машинист С. Ториков, токарь П. Шаповаленко, машинист М. Батычко, начальник цеха З. Орлов, начальник цеха А. Орехов, инвалид И. Домашнев, начальник почты А. Стеблянко, инструктор физкультуры А. Машкин, технорук трамвая Н. Смирнов, составитель поездов станции Мариуполь-порт И. Голубь, врач В. Кононова, преподаватель педучилища С. Попов и другие.