КАМА ЗАВЕРШАЕТ СПЛАВ
Третья военная навигация подходит к концу. Миллионы фест-метров древесины с Камы и Вишеры дали лесозаготовители и сплавщики Молотовской области фронту и стране, на восстановление разрушенного немцами хозяйства героического Сталинграда и Донбасса.
Добросовестно потрудились в нынешнем сезоне сплавщики Камы и Вишеры. На Керченском рейде, решающем успех сплава на Каме, среднесуточная погрузка древесины при меньшем количестве рабочих и механизмов, чем в 1942 году, составила нынче 11.113 кубометров (против 9.604 в 1942 году, 10.945 в 1941 году и 8.649 в 1940 году). Прекрасно работали на рейде мастер запани тов. Андрюков, тракторист «блокстадта» тов. Фарион, бригадиры-передовики социалистического соревнования на рейде тт. Навроцкая и Носкова. Керченский рейд, обычно закапчивавший сплав в половине октября, в этом году закончил его 30 сентября, погрузив 1 миллион 167 тысяч фестметров древесины.
Больших успехов по сплотке и пересплотке древесины добился Ново-Ильинский рейд, выполнив план на 131 процент. Руководство рейда (директор т. Гомон, парторг тов. Ощепков, председатель сплавкома тов. Пестеха) сумело возглавить трудовой под’ем сплавщиков. Все 39 бригад рейда являются стахановскими. Среднемесячная производительность труда каждой из них—140—150 процентов. Особенно высокий пример трудовой доблести показывали фронтовые бригады тт. Вяткиной, Попова и Чубарова. Немало помогло успешному выполнению плана внедрение рационализаторских мероприятий тт. Пьянкова, Кирова, Каменских и других.
В течение всей навигации 1943 года ритмично работал коллектив Иньвенского рейда (директор тов. Попов, главный инженер тов. Антоневич). По сплотке древесины рейд, дал 368 тысяч фестметров вместо 350 тысяч, по буксировке - 369 тысяч фестметров (вместо 311 тысяч).
В упорном труде завоевывался сплавщиками успех. Когда на чермозской Заостровке вырвало мертвяк (крепление) и аварии грозила большими осложнениями, на вахту вышла бригада знатного сплавщика Федора Григорьевича Губина. 40 часов без сна работали люди, не считаясь с усталостью, со сверхчеловеческим напряжением. И люди побелили. Авария была успешно ликвидирована.
Так же самоотверженно работают на Иньвенском рейде один из старейших сплавщиков Камы Савелий Евлампиевич Котельников— бригадир ручной погрузки и 13-летний Миша Солдатов, потерявший на фронте отца.
Коллектив Обвинского рейда (директор тов. Петухов) за навигацию 1943 года выполнил план сплотки древесины на 135 процентов, а по буксировке почти на 200 процентов. Рейд испытывал большой недостаток рабочей силы, но сумел мобилизовать все внутренние ресурсы. Домохозяйки, школьники и служащие рейда помогли коллективу перевыполнить план.
Хорошие результаты по сплотке и буксировке древесины имеют Орлинский рейд и Камский лесоперевалочный комбинат. Осинский рейд, перевыполнив план зимней сплотки, значительно облегчил себе работу на лето. Верхне-Камская сплавная контора (директор т. Краснооктябрьский) своевременным поведением молевого сплава и генеральной зачисткой берегов и перекатов обеспечила успешный ход всего сплава.
В навигацию 1943 года сплавщики и речники Камы как никогда дружно боролись за план. Междуведомственная волокита, характерная для прошлых лет, сменилась спаянной работой коллективов и взаимной выручкой.
Серьезным недостатком сплава 1943 г. является невыполнение заготовителями государственного плана (особенно по Вишере). Сотни тысяч кубометров древесины, недополученные от заготовителей, сплавщики и речники не смогли доставить потребителям.
Тюлькинский рейд, отделенный от Керчевского рейда весной этого года,—единственный рейд в системе «Камлесосплава», который не справился с выполнением плана. Слабо укомплектованный техническими кадрами, механизмами и наплывными сооружениями, рейд допустил крупную ошибку, игнорируя формировку Долматовских плотов. Руководство же «Камлесоесплава» опоздало с оказанием существенной помощи Тюлькинскому рейду. И рейд оказался в прорыве. Между тем, этот рейд должен был принять и сплотить всю древесину, поступающую с Керченской сетки.
Сейчас почти все рейды Камы заняты освоением аварийной древесины. Доставить ее в октябре потребителям—важнейшая задача.
Сплавные предприятия уже сейчас обязаны позаботиться о создании благоприятных -условий к навигации 1944 года. С этой целью надо с максимальным эффектом использовать осень и зиму, провести ремонт моторного флота, ремонт и строительство наплывных сооружений, привести в порядок такелаж, отремонтировать рабочие квартиры, общежития, социально-бытовые учреждения, подготовиться сейчас, осенью, к зимней сплотке. Быстрое решение этих вопросов даст возможность по-стахановски начать будущую навигацию.
Н. КОРОБЕЙНИНОВ-Выездная редакция «Звезды», «Стахановец сплава».