К предстоящему совещанию трех держав
В настоящее время в иностранной печати много пишется о предстоящем совещании представителей Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Газеты союзных и нейтральных стран подчеркивают большое значение этого совещания, созываемого в момент, когда успехи Красной Армии на советско-германском франте и успешные действия наших союзников на Средиземноморском театре обусловили перелом в ходе войны и открыли возможность решительного сокращения ее сроков и ускорения победы над врагом.
Шведская газета «Стокгольмес тиднинген» отмечает, что в дипломатических кругах Лондона предстоящей встрече представителей трех великих держав, возглавляющих антигитлеровскую коалицию, придают особенную важность. Другая шведская газета—«Нюа даглигт аллеханда» пишет, что ни одна конференция во время этой войны не ожидалась с таким напряженным интересом. Корреспондент американского агентства «Интернейшенел ньюс сервис» указывает на такую же оценку предстоящего совещания вашингтонскими дипломатическими обозревателями.
Но особенно много пишет о значении предстоящего совещания английская печать. Газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост» заявляет, что будто бы ни одна встреча военного времени не могла бы иметь большее значение для будущего мира».
«Санди диспетч» 29 августа писала, что
«конференция трех основных союзников имеет жизненно важное значение для общей координации военных и политических вопросов, а также для того, чтобы рассеять вредные слухи, распространяемые об отношениях между Англией, Америкой и Россией...»
Английская печать усматривает главное значение конференции в том, что она будет содействовать укреплению сотрудничества трех стран и установлению полного взаимопонимания между ними,
«Такое взаимопонимание.—пишет лондонская газета «Таймс» в передовой от 30 сентября,— представляет собой прочную и необходимую основу для любой будущей международной системы, направленной к обеспечению мира и благосостояния на всем земном шаре...»
В конце сентября в печати появилось сообщение, что конференция трех держав состоится в Москве, причем английским представителем на конференции будет Министр Иностранных Дел г-н Антони Иден, американским— Государственный Секретарь (министр иностранных дел) г-н Кордэлл Хэлл я советским—Народный Комиссар Иностранных Дел В. М. Молотов.
Несмотря на отсутствие официальных сообщений о порядке дня совещания и характере предстоящих переговоров, английские газеты дискутируют тот круг вопросов, которые с их точки зрения следует подвергнуть обсуждению в Москве. Высказываясь о задачах совещания, английские газеты непосредственно связывают эти задачи с успешным наступлением Красной Армии на советско-германском фронте, а также с успехами наших союзников в Италии.
«Военные круги в Лондоне,— сообщает 2 октября лондонский корреспондент шведской газеты «Афтонбладет». — начинают серьезно обсуждать возможность настоящей военной катастрофы немцев на европейском театре военных действий в течение ближайших месяцев».
Однако в определении того, какие вопросы выдвигаются на первый план в свете русских побед, английские газета отнюдь не проявляют такого единодушия, как в оценке общего значения конференции. Так, некоторые газеты склонны обходить молчанием такой первостепенной важности вопрос, как проблема второго фронта; они обходят молчанием основной и главный вопрос, стоящий сейчас перед союзными странами,—решение задачи о сокращении сроков войны и об ускорении разгрома Гитлера. Другие газеты, как, например, «Ньюс кроникл», более или менее подходят к признанию значения этой стороны дела.
7 октября в статье своего московского корреспондента Уинтертона «Ньюс кроникл» заявила:
«Русский народ более чем когда-либо недоволен нашей неспособностью начать в большом масштабе военные действия во Франции. Я сомневаюсь, чтобы кому-либо удалось сейчас убелить какого-нибудь русского в том, что мы не могли открыть второй фронт ранее... Никакие победы, которых мы достигли в районе Средиземного моря, не смогут отвлечь внимания Советов от того Факта, что мы оттягиваем незначительное количество германских дивизий».
Другие английские газеты, обходя проблему открытия второго фронта, полагают, что предметом обсуждения совещания в Москве должны явиться главным образом вопросы, связанные с послевоенным устройством Европы и политикой союзников в странах освобождаемых от гитлеровской оккупации.
В связи с вопросом о политике союзников в странах, освобождаемых от гитлеровской оккупации, газета поднимает вопрос о расширении сферы деятельности созданной недавно Военно-политической комиссии союзных стран или, как ее часто иностранные газеты, Средиземноморской комиссии.
«Даже до того, как соберется Средиземноморская комиссия,— пишет «Дейли геральд»,—становится очевидным, что сфера ее деятельности должна быть расширена. Должен быть создан постоянный совет для проведения консультаций между союзниками по всем политическим вопросам, вытекающим из войны. Несомненно, что предстоящая конференция министров иностранных дел должна быть многократно повторена. В противном случае работе постоянного совета будет препятствовать недостаток направления в вопросах высшей политики. Проблемы, которые возникнут во время продвижения союзников в Европу, будут сами по себе достаточно неотложными, чтобы потребовать значительно более солидного и быстро действующего аппарата для политических переговоров и для принятия решения, чем тот, который был пока предложен».
Примерно в том же духе высказывается дипломатический обозреватель газеты «Обсервер».
Следует отметить, что в связи с предстоящим совещанием активизировались в союзных и в нейтральных странах также и элементы, враждебные об’елдинению сил союзных наций. В некоторых органах печати нейтральных и даже союзных стран находит отражение провокационная кампания, ниточки которой тянутся в Берлин или к его фашистским друзьям, — кампания, имеющая целью посеять взаимные сомнения и недоверие между союзниками. Наряду с провокационными слухами по поводу каких-то вымышленных «неясностей» в политике Советского Союза пускаются в ход разного пола версии и по поводу содержания переговоров на предстоящей конференции.
Давая отпор разного рода слухам и измышлениям, распространяемым по адресу Советского Союза, английская газета «Обсервер» пишет о «вражеских голосах, почти одновременно выражающих два противоречивых утверждения»:
«С одной стороны, намекается на то, что русские готовы заключить сепаратный мир с Германией, когда Красная Армия достигнет границ 1940 г.; с другой, поднимается крик, что русские стремятся первыми войти в Берлин, чтобы иметь возможность продиктовать условия мира и будущей организации Европы. В Лондоне не относятся серьезно к этим провокационным попыткам врага. Тем не менее, чем скорее соберется тройственная конференция и чем скорее начнет свою работу Средиземноморская комиссия, тем быстрее эти голоса будут приведены к молчанию или вынуждены изменить свой тон».
Американская почать также уделяет большое внимание предстоящему тройственному совещанию, отдавая его значение прежде всего с точки зрения укрепления отношений между союзными странами вообще и отношений между СССР и США, в частности.
Известно, что в широких общественных кругах США, а также среди влиятельных деловых американских кругов существует мнение, что прочное сотрудничество с Советским Союзом как в доле борьбы с общим врагом, так и в обеспечении послевоенного мира соответствует жизненно важным интересам Соединенных Штатов.
Часть американской прессы, отражая эти взгляды, приветствует идеи созыва конференции и ждет от нее положительных результатов.
С другой стороны, известная часть американкой печати—газеты Херста, Мак-Кормика, органы изоляционистов — усилила в последнее время враждебную Совесткому Союзу кампанию, пытаясь посеять подозрения и сомнения среди американцев по адресу советского союзника. В связи с созывом тройственного совещания некоторые газеты теперь специально занимаются тем, что выдумывают всевозможные якобы «неразрешимые разногласия» между союзниками, чем явно мешают укреплению сотрудничества и льют воду на мельницу гитлеровцев. Некоторые досужие болтуны, стремясь замутить воду, выдвигают вздорные предположения по поводу порядка дня предстоящего совещания, вплоть до того, что предсказывают, будто предметом обсуждения явится «вопрос о границах СССР» или «статут Прибалтики»,
хотя всякому должно быть известно, что границы Советского Союза могут быть предметом дискуссии не более, чем скажем, границы Соединенных Штатов или «статут Калифорнии».
Всевозможные предположения и соображения по поводу содержания работ конференции высказывают почти все газеты. Так, вашингтонский обозреватель еженедельника «Ньюс уик» Линдлей пишет:
«Первой целью конференции является знакомство с точкой зрения русских по вопросу о мире и ознакомление русских с американской и английской точками зрения... По мнению Вашингтона, нейтральная проблема конференции состоит в том, чтобы удостовериться, желает ли Москва участвовать в обеспечении мира общими силами, что является целью англичан и американцев».
Редактор газеты «Нью-Йорк таймс» Джеймс пишет, что Лондон и Вашингтон, якобы, не намерены обсуждать на конференции военные вопросы, следовательно, и говорить о втором фронте. Поэтому, дескать, главными вопросами повестки дня будут послевоенные проблемы. Вместе с тем газета «Нью-Йорк таймс», как и многие другие американские газеты, последовательно проводит на своих страницах мысль о том, что главным предметом обсуждения конференции будут вопросы не военные, а политические и послевоенного устройства Европы. Эти газеты упускают из виду, что в дачный момент главная задача Об’единенных наций—это приблизить послевоенный период!
Строя разного рода догадки и предположения в связи с конференцией, некоторые американские газеты иной раз забывают о том, что сотрудничество между об’единенными нациями создалось на вполне реальной базе и имеет весьма большое содержание. Широкая экономическая помощь, которую оказывают Соединенные Штаты, а также Англия союзным странам, достигнутая согласованность действий во время переговоров о перемирии с Италией, создание Военно- политической комиссии союзных держав могут послужить примером развивающегося сотрудничества союзных стран. Несомненно, что перед совещанием трех держав стоят вполне реальные задачи расширения и укрепления этого сотрудничества в различных областях не только экономической и политической, но и, прежде всего, военной, потому что совместные действия, направленные к ускорению разгрома Гитлера, - это необходимая предпосылка и для решения всех остальных вопросов послевоенного устройства и для длительного послевоенного сотрудничества СССР, США и Англии в целях установления прочного мира.
В конце сентября американский политический обозревательУолтер Липпман, призывая к установлению «Фундаментального и прочного соглашения» с Совестким Союзом, писал: и прочного соглашения» с Советским Союзом, писал:
«Мы являемся союзниками России в войне. Мы должны будем жить в одном и том мире с Россией после войны. Необходимо найти способы работать совместно над разрешением крупных вопросов, имеющих более важное значение, чем мелкие эпизоды».
Таким крупным вопросом является стоящая перед всей антигитлеровской коалицией первоочередная задача: безотлагательное об’единение общих усилий для сокращения сроков затянувшейся войны. Чем полнее и эффективнее будет воевать политическое и экономическое сотрудничество трех великих держав—СССР, Англии и США, тем скорее будет разгромлена гитлеровская Германия, тем крепче будет фундамент всего мира, тем успешнее будут разрешены проблемы послевоенного устройства в интересах всех держав.
(«Правда» за 13 октября).