Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Полностью использовать резервы лесной промышленности

Газета «Звезда» №224 от 02.11.1943
Автор статьи: А. САКОВСКИЙ
Текст документа:

Полностью использовать резервы лесной промышленности

Нет почти такой отрасли промышленности, которая не нуждалась бы в лесе. Особенно выросла эта потребность в дни войны. Трудовой пост лесозаготовителей стал одним из важнейших боевых постов. Рабочие предприятий Уралзападолес дали за время войны, родине и фронту миллионы кубометров леса. Только в этом году с наших делянок и лесосек отправлены сотни тысяч кубометров древесины, большое количество продукция для ружейных, а авиационных заводов, для шахт, сотник тысяч шпал и дров для ж-д. транспорта.

Передовые предприятия Уралзападолеса, применяя организованную лесосеку, бригадный метод труда, всемерно развивая и используя рационализированный транспорт, досрочно выполнили план третьего квартала и дали в фонд Верховного Главнокомандующего 12.000 фестметров леса.

На наших предприятиях имеется, однако, огромное количество нетронутых резервов, быстрое использование которых даст стране дополнительные сотни тысяч кубометров леса.

Начинается осенне зимний сезон лесозаготовок — решающий сезон в котором выполняется до 80 проц. годового плана. Лесозаготовители должны помнить, что все возрастающую потребность в лесе и лесных материалах, необходимо обеспечить за счет быстрейшего введения в действие в использованных резервов, а не за счет дополнительной рабочей силы. .

Хозяйственные и политические руководители леспромхозов и механизированных лесопунктов, реально оценивавшие напряженную обстановку в стране, не прячущиеся за трудности, делают все для того, чтобы дать стране свою продукцию с меньшей затратой человеческих ресурсов.

Большую инициативу в части рационализации и механизации вывозки проявляет, например, Косьвинский леспромхоз. Здесь считают огромной бесхозяйственностью возить лес по обыкновенным дорогам. За лето в леспромхозе построены 2 конные узкоко линейные дороги и 6 лежневых дорог. План рационализированной вывозки в третьем квартале выполнен леспромхозом на 127 процентов. По 200 рабочих только 6 человек не выполняют нормы.

Такая же инициатива проявлена в Шемейном, Охинском, Осинском, Азовском и Фокинском леспромхозах.

12 предприятий треста (из 16) проводят сейчас значительную часть работ по принципу бестрелевочной вывозки. Средняя производительность конедня на рационализированных дорогах оказалась в 4 раза больше, чем на обыкновенных дорогах.

Однако, не во всех предприятиях Уралзападлеса борются по-настоящему, по-военному за использование резервов.

Вогульский и Ветлянский механизированные лесопункты и Кордонский леспромхоз систематически срывают производственный план лишь потому, что руководители этих предприятий плохо используют имеющиеся в их распоряжении средства производства. План механизированной вывозки в летнее время не выполнен. Только по этим трем предприятиям из- за безобразного неумелого использования механизмов недодано стране 22.000 Фестметров леса, а это равносильно тому, что незадолго, например, Сталинграду 220 домов. По тресту в целом за лето не недовывезено механизмами 53.000 фестметров древесины.

В Кордонском леспромхозе средняя производительность рабочих за лето (в самое благоприятное для работы время) составила: по заготовке 63 проц. и по вывозке 60 проц. Может быть на этом предприятии были «особые» причины, мешавшие ему работать более высокими темпами? Отнюдь, нет. Все дело в плохой организации труда, в нежелании «повозиться» с рационализацией подвозки и вывозки, в надежде на то, что и старыми методами можно будет «вытянуть» план. За все лето здесь не удосужились построить ни одной рационализированной дороги.

Некоторые руководителя леспромхозов и лесопунктов низкую производительность труда пытаются об’яснить тем, что, мол, рабочая сила новая, неприспособленная еще к работе, не освоила ее, не имеет навыков. Но этими доводами можно убедить лишь простачков. Конечно, новый рабочий сразу не дает той же выработки, что кадровый. Но нельзя забывать, что правительство в свое время снизило норму выработки в лесу на 25 проц., учитывая, что туда пришли новые рабочие. Нельзя забывать и о другом,—что если год тому назад были новые рабочие, то за прошедшее время кадры в лесу не изменились, окрепли, специализировались. И там, где не выполняются нормы сейчас, могут быть лишь две причины: отсутствие должного руководства и слабость партийно-массовой работы. с одной стороны, и плохая организация труда, с другой.

Важнейшая задача лесозаготовителей Уралзападлеса с первого дня зимнего сезона—это полное использование своих резервов, всех материально-производственных средств. Людские кадры, механизмы, лошади должны быть полностью поставлены на прямые работы. Всякие попытки загружать основные кадры подсобными и вспомогательными работами, всякая попытка поставить механизмы на прикол должны расцениваться, как государственное преступление.

Работать целый день, прихватывать ночь, чтобы дать больше леса—вот как надо работать в лесу в военное время. А ведь сейчас в ряде мест 40 проц. рабочих занято на вспомогательных работах и это, конечно, ненормально. Сейчас обоз многих лесных предприятий не использован на вывозке и подвозке, а механизмы большей частью стоят незагруженными.

В ответ на героические победы Красной Армии передовые лесорубы и возчики треста берут на себя обязательства заготовить и вывезти в зимний сезон в полтора два раза больше того, что задано планом. Движение тысячников все шире развертывается на предприятиях треста. 136 лесорубов в первые же дни зимнего сезона взялись заготовить 126 тыс. фестметров леса, а 36 возчиков— вывезти 42 тыс. фестметров. Руководителям предприятий надо помнить, что их святая обязанность—создать условия для успешного выполнения этих обязательств.

Для обеспечения работы механизмов необходимо привести в боевую готовность сами механизмы, путь и подвижной состав, создать запас древесины у трасс и обеспечить себе запас горючего и смазочного. Каждый трактор, автомашина, паровоз, мотовоз должны иметь постоянного прикрепленного водителя, которому должен быть известен план его вывозке. Родители машин Косьвинского леспромхоза Быковского механизировнного лесопункта и других предприятий взяли на себя обязательство вывезти в сезон на машину по 15—20 тыс. кубометров леса. Этих людей надо всячески поддержать, оказать им необходимую помощь.

В лес пришла новая рабочая сила из колхоза. В ближайшее время она во много раз увеличится. Зачастую это люди, которые не имеют большого навыка работы в лесу. В прошлом сезоне из-за неправильного использования их неправильной организации их труда были потеряны десятки тысяч кубометров леса.

Эти ошибки не должны повторяться нынче. Необходимо немедленно начать обучение колхозников основам работы в лесу, высокопроизводительным методом труда. Со своей стороны колхозы должны посылать в лес лошадей, которые смогли бы работать на ледяных дорогах и давать по 3—4 нормы в день.

Руководители леспромхозов и лесопунктов должны постоянно помнить и то обстоятельство, что производительность труда находится в прямой зависимости от бытовых условий рабочих. В лесу имеется достаточное количество просторных бараков. столовых, красных уголков. Но если эти бараки не будут хорошо отапливаться, если в этих бараках будут клопы—это уже нарушает отдых рабочего, отражается на его производительности.

В подсобных хозяйствах предприятий собрано много овощей, зерна, картофеля. Задача состоит в том, чтобы готовить из этих продуктов хороший, вкусный обед, доставлять его вовремя на лесосеку.

Лесозаготовительный сезон 1943 —1944 года должен быть для предприятий Уралзападолеса решающим в области роста механизации и рационализации. На каждом предприятии имеется много неиспользованных возможностей. Вскрывая их и приводя в действие, организуя рабочих на работу по-ударному, по военному, трест сможет дать сверх плана в фонд Главного Командования не менее 30.000 фестметров древесины.

А. САКОВСКИЙ

главный инженер Уралзападолеса.
Распечатать текст статьи Рубрикатор: Лесная промышленность