Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Обращение к Сталину

Газета «Звезда» №78 от 19.04.1944
Текст документа:

От граждан Советской Белоруссии, освобождённых нашей доблестной Красной Армии из немецкого лагеря смерти в районе местечка Азаричи, Полесской области

МОСКВА, КРЕМЛЬ

товарищу СТАЛИНУ

Дорогой наш отец, любимый вождь, полководец Красной Армии товарищ Сталин!

Пишут Вам люди, которые только что вырвались из немецкого лагеря смерти. В первых строках нашего письма передаем Вам, любимый отец, горячее спасибо от стариков, от старух, матерей, сыновей, дочерей, внуков, спасибо от всех нас — 33.434 человек, вырванных из фашистского лагеря смерти.

Два года с лишним терзали нас фашистские немецкие изверги. Осенью 1943 года немцы начали угонять из нашей местности мужчин и молодежь на каторгу в Германию. Наши люди начали прятаться. Озверелые гитлеровцы начали поджигать наши деревни. Деревни Фалевичи, Толочки, Волоки, Мортков они сожгли до основания. В деревне Фалевичи немцы зверски замучили 285 человек. Но этого им показалось мало. Они установили террор во всех селах Жлобинского, Паричского, Стрешинского, Копаткевичского, Кировского, Быховского, Октябрьского, Домановичского, Рогачевского районов. Люди гибли целыми семьями, от мала до велика, от седых стариков до грудных детей. Людей сжигали в домах. А тех, кто прятался в ямах, закидывали гранатами. Всех, кого удалось захватить, фашистские душегубы погнали в лагерь. На станции Жлобин–Южная немцы отобрали молодых и угнали неизвестно нам куда. Всех остальных загнали в теплушки, наглухо забили двери, не давая нам даже смотреть на белый свет. Куда нас везут — мы не знали. Как потом выяснилось, нас повезли по Рудобелковской ветке и разгрузили на станции Рабкор. Ночью нас погнали дальше. По дороге конвоиры стреляли в отстающих. Так мы шли 12-15 километров. Матери несли грудных детей и не могли уже двигаться от усталости, их тут же добивали немецкие изверги. Вот идет женщина с тремя детьми, один малыш отстал, немец стреляет в него. Когда же мать и двое детей остановились, солдат-зверь по очереди застрелил их. Идут мать и сын Бондаревы. Маленький мальчик не выдержал, упал, мать склонилась над ним, желая утешить его словом, немец-бандит застрелил мать.

Пригнали нас на болото, огороженное кругом колючей проволокой. Здесь начались душераздирающие сцены. В лагере люди гибли не только от холода и голода, но и от жажды. За один глоток воды немцы забирали у нас последнее, что уцелело: кольца, деньги. Люди руками раскапывали землю и высасывали влагу. Скоро оттепель сменилась морозами, и в лагере появились замерзшие. Трупы валялись неубранными. Немецкие солдаты врывались в лагерь и заставляли страдальцев снимать сапоги, пальто. Они не стеснялись снимать обувь и одежду у детей. Мальчики Толя Чикилев и Виктор Мельников из г. Жлобина запротестовали, когда у них начали снимать обувь, за что они были ранены выстрелами в лицо.

Лагерь, в котором мы находились, расположен около местечка Азаричи, Полесской области. Он был обнесен колючей проволокой и заминирован. На минах взорвалось более 140 человек.

Так шли дни. Гибли тысячи людей. В этом лагере смерти немецкие изверги замучили и уничтожили свыше 30 тысяч человек.

Дорогой наш отец, товарищ Сталин!

Мы хотим Вам доложить, что среди нас, освобожденных Красной Армией из немецкого лагеря смерти, находится 15.960 детей. Большинство детей сироты, родителей их немцы зверски замучили. Этих детей, как своих, мы, не жалея своей жизни, спасали от немецких людоедов. Лишившись имущества, вещей, мы, сколько хватило у нас сил, сохраняли наших милых советских ребят. Многие из нас своими телами прикрывали детей-сирот от немецких зверей.

Родной наш отец. товарищ Сталин!

B эти страшные трагические дни только Ваше имя поддерживало наши силы, Ваш образ согревал душу. И в ту страшную трагическую минуту, когда, казалось, что жизнь от нас уходит, — пришло спасение от Вас. Это была наша родная Красная Армия. Нет слов, чтобы передать наши чувства благодарности. Когда мы 19 марта увидели вблизи своего лагеря первых красноармейцев разведчиков, мы не знаем их имен, но пусть их осенит счастье на всю жизнь, — мы заплакали от счастья, от волнения. И наш первый возглас был в честь Вас, дорогой наш отец. Да будет благословенно Ваше имя навеки. Это Вы принесли нам освобождение, вернули нам жизнь, вернули детям матерей, снова окрылили нас, снова сделали жизнь осмысленной, наполнили сердца страстью к ней.

Какая радость жить на советской земле! Теперь мы находимся в освобожденных районах Советской Белоруссии. Совет Народных Комиссаров Белорусской ССР и Центральный Комитет Партии Белоруссии встретили нас, как родных сыновей и детей. Мы окружены заботой. Раненые и больные помещены в госпитали. Находимся мы теперь все в теплых квартирах, получаем горячую пищу. Нуждающихся одевают. Дети-сироты устраиваются в специальные дома. Только в нашей советской стране дорог каждый человек, и безмерную цену жизни советского человека с особой силой каждый из нас реально ощущает на себе.

Мы быстро набираем силы. Скоро мы раз'едемся по освобожденным районам Советской Белоруссии, где самоотверженным трудом на колхозных полях, на фабриках и заводах отблагодарим партию Ленина-Сталина, Красную Армию и Вас, товарищ Сталин, отблагодарим своим самоотверженным, прилежным трудом за свое освобождение.

Мы призываем воинов Красной Армии, партизан и партизанок — наших сыновей, отцов, братьев отомстить за нас, беспощаднее громить, уничтожать немецких детоубийц, как бешеных собак, как выродков Гитлера, этого исчадия ада.

Смерть и мщение немецким захватчикам!

Еще раз от всего сердца, от чистой души примите, любимый наш отец и дорогой вождь, Иосиф Виссарионович, наше спасибо. Желаем Вам прожить еще долгие годы, желаем жить в добром здравии и в силе, чтобы Вы могли еще долгие годы вести наш народ по пути процветания, могущества и бессмертной славы.

Слава великому Советскому Союзу!

Слава героической Красной Армии и ее Маршалу — товарищу Сталину!

Принято на собраниях граждан Советской Белоруссии, освобожденных из немецкого лагеря смерти, находившегося на болотах около местечка Азаричи, Полесской области.

Следует свыше 10.000 подписей.


Распечатать текст статьи Рубрикатор: Письмо Сталину