О чем говорит баланс
Шахтеры Молотовской области дают стране черное золото—уголь. Партия и правительство уделяют угольщикам серьезное внимание, - об угольщиках много рассказывается в печати. Это заслуженное внимание.
Когда мы оцениваем работу угольщиков в тоннах добытого угля, мы представляем себе нескончаемый поток вагонеток груженых углем, мы видим трудовую доблесть людей. Но как часто забываем мы о рубле — да, да о рубле, об умении угольщиков беречь народное достояние, об их умении по - хозяйски экономить и умножать народное богатство.
Комбинат «Молотовуголь». Его руководителям, всем его работникам государство доверило десятки миллионов средств. Только производственные запасы, так называемые оборотные средства, выделенные комбинату, составляют сумму в 21 миллион рублей. Конечно, только миллионы рублей и совместимы с понятием о таком большом хозяйстве, как комбинат «Молотовуголь».
Но если заглянуть в это хозяйство, то — увы! — выяснится, что ни миллионов, ни тысяч, ни рублей не осталось в хозяйственном обороте у комбината.
По балансу на 1 октября текущего года комбинат имел 16 миллионов 588 тысяч рублей внеплановых убытков. Спрашивается, куда же улетучились миллионы государственных рублей? Почему убывают они сверх всяких, предусмотренных планом, дотаций?
Оказывается, все дело в себестоимости добытого угля. Большой, недопустимо большой ценой достаются губахинские и кизеловские угли. Если планом предусматривается себестоимость одной тонны угля в 50 р. 65 к., то фактически на 1 октября 1943 года тонна его стоила 52 р. 16 к. С первого взгляда как будто пустяк, всего только рубль с полтиной! Но этот рубль, будучи ( помноженным на миллионы тонн угля, вырастает в солидную величину. А величина эта - чистейшие убытки.
Уже с давних пор предприятия комбината не рассчитываются своевременно по зарплате с рабочими и служащими, с бюджетом и государственным банком, а также с поставщиками материалов.
Кое - кто, может быть, думает, что дело в каких - то финансовых мудростях. Отнюдь нет. Дело в самих хозяйственниках, в их экономической безграмотности, в их пренебрежении хозяйственным расчетом.
Перерасходы по зарплате на каждую тонну угля составляют по отчету за третий квартал 54 копейки. Эта перерасходы — результат низкой производительности, результат плохой организации труда на шахтах.
С начала года скидки за качество угля составляют по предприятиям комбината 10 миллионов 902 тысячи рублей! Миллионы рублей предприятия «Молотовугля» выплачивают в виде штрафов, пени, неустоек. За 9 месяцев «штрафные» расходы составили 6 млн. 896 тыс. рублей.
Штрафы платили не из кармана нерадивых хозяйственников, а к сожалению, из государственного кармана! Да еще из резервного фонда ОИК СССР! В октябре правительство вынуждено было ассигновать комбинату из своих резервов на поправку финансовых дел угольщиков 15 миллионов рублей!
Управление таким солидным хозяйством, как предприятия комбината, конечно, дело не простое. Но управлять - это еще не значит итого разъезжать. Цифры же говорят о том, что по статье «командировочные расходы», вместо предусмотренных сметой 165 тыс. рублей, комбинат за третий квартал израсходовал 292 тыс. рублей, т. е. перерасход составил только за один квартал 127 тысяч рублей. Разъезжали почти в 2 раза больше, чем положено было! (С «толком» или без толку ездили, это, конечно, лежит на совести хозяйственников).
На месяц позднее, чем полагается (а очень часто и больше), составляет комбинат ежемесячные балансы. А что отражает баланс, это мало кого интересует, в баланс никто не заглядывает. Учетные данные в комбинате не привыкли анализировать, и все хозяйство ведется по принципу: «Авось кривая вывезет. У быта: и так убытки, есть когда их подсчитывать!».
Мы заглянули только в несколько уголков финансового хозяйства комбината «Молотов-уголь» и убедились, что нет там расчетливого хозяина, что о хозрасчете в комбинате забыли. Забыли о решениях XVIII партконференции по этому вопросу.
Пора положить конец столь вопиющей бесхозяйственности!
3. БАЧИНИНА-начальник сектора кредитования промышленности Молотовской областной конторы Госбанка.