Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

О коварных фашистских методах войны

Газета «Звезда» №203 от 28.08.1941
Автор статьи: Ал. Хамадан
Текст документа:

О КОВАРНЫХ ФАШИСТСКИХ МЕТОДАХ ВОЙНЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 августа. Два месяца упорных и ожесточенных боев с немецко-фашистскими войсками многому научили бойцов, командиров и политработников Красной Армин. Накопился огромный боевой опыт. Люди присмотрелись, изучили вражеские методы ведения войны. По мере роста трудностей, фашистское командование все больше и больше применяет методы диверсии и обмана, пытается ввести наших командиров в заблуждение.

Приводим ниже несколько поучительных примеров.

В районе N во время атаки наши бойцы и командиры были обстреляны из пулеметов. Огонь велся с правого фланга. Командир части Зверев был крайне удивлен этим обстоятельством, так как немцы отступали. Кто же обстрелял?

Когда новые рубежи были прочно заняты, капитан Зверев приказал группе бойцов «прочесать» рощицу на правом фланге. Разведка вскоре вернулась и доложила, что в роше никого нет. Вот только встретили на пути в роще колхозника и привели его с собой. Колхозник подробно отвечал на все вопросы капитана. Он - бригадир полеводческой бригады, бежал из деревни, занятой немцами. Два дня искал часть Красной Армии и наконец нашел. Просит выделить роту и выгнать из деревни немцев: «Там всего один взвод пехоты и один броневик». Капитан слушал и внимательно разглядывал бригадира. Перед ним стоял крепкий сорокапятилетний мужчина в ободранных парусиновых сапогах, рваной потной рубахе. Дочерна загорелое лицо, грубые мозолистые руки. Отвечал он правильно и спокойно. Документы в порядке. Зверев задумался: немцы отброшены крепко, можно послать роту выручить колхозников.

— Товарищ капитан,—неожиданно сказал бригадир.—Я два дня не ел. Прикажите накормить.

Ему принесли хлеб и сахар. Он сел у дерева против капитана и стал есть. Один раз, когда он улыбнулся, Зверев заметил, как во рту его блеснул золотой зуб. Капитан нахмурился. Но тотчас же отогнал дурные мысли; почему бы колхознику не иметь золотые зубы?

Капитан закурил и стал расспрашивать колхозника, как лучше пройти к деревне. Бригадир рассказал и опять стал есть. Капитан Зверев вдруг обратил внимание на манеру, с какой бригадир берет сахар и хлеб в руку. Поднося еду ко рту, бригадир далеко отставлял мизинец. Так некогда подчеркивали свое хорошее воспитание «приличные люди»... Бригадира арестовали и допросили. После долгих запирательств, он сообщил, что во время гражданской войны он был адъютантом штаба генерала Шкуро. В 1922 году бежал из России в Германию. В 1933 году был взят на учет немецкой разведкой. Выполнял мелкие поручения, шпионаж среди белогвардейских офицеров в Берлине. В прошлом году его обучили в особой школе профессии диверсанта. На специальных работах покрыл руки мозолями. В июне нынешнего года вместе с фашистскими войсками появился на территории Советского Союза. Во время последнего боя вместе с немцем-наблюдателем он пробрался в рощу на нашем правом фланге и установил два станковых пулемета. В случае отхода немцев, он должен был назвать себя бригадиром, предъявить документы и просить красных командиров выделить часть для выручки захваченных в плен колхозников из соседней деревни. Фашист-наблюдатель должен был проследить движение части, выделенной для помощи колхозникам и сообщить об этом находившимся в засаде около деревни немцам.

Бдительность капитана Зверева принесла огромную пользу. Рота красноармейцев незаметно подкралась к фашистской засаде и после горячего боя полностью уничтожила ее. Вместо взвода, в засаде было две роты фашистов и три автоброневика, деревня оказалась пустой. Жители покинули ее еще до приближения фашистских насильников.

Весьма поучителен случай, имевший место в деревне К., где действовала Энская стрелковая дивизия Красной Армии. Части дивизии уже трое суток вели ожесточенные бои с немецкими войсками. Два натиска фашистов были отбиты. Дивизия продвинулась вперед, выйдя к стыку с соседним районом В.

В полдень бойцы охранения передовых частей дивизии поймали двух фашистских диверсантов с фотоаппаратами и картами дорог, мостов и лесов. Карты и фотоснимки поражали своей скрупулезной точностью в деталях. Весь соседний район В. был отлично заснят и нанесен на карты. На допросе диверсанты сообщили все подробности о новом плане фашистского командования: ввиду дважды неудачной попытки прорыва фронта в районе К., перенесли направление удара в район В. Одна подробность следовала за другой. Выступление назначено на 0 ч. 30м. 45 танков, 400 мотоциклистов, 40 броневиков, 2 полка пехоты, при помощи артиллерийского огня, будут обрушены в 0 ч. 30 м. на район В. Удар должен быть сокрушительным, ибо в районе В. действуют только мелкие подразделения Красной Армии. Карты, фотоснимки и выписки из приказов, отобранные у диверсантов, полностью подтверждали показания.

Командир нашей части глубоко задумался. Дело принимало критический оборот. Он еще раз проанализировал новый немецкий план и нашел его вполне реальным и правдоподобным. На участке, где располагалась сейчас дивизия, немцы два раза терпели тяжелое поражение. Вполне естественно, что теперь они пытаются нанести свой удар в другом направлении. Таким образом, сведения, своевременно добытые у диверсантов, представляли исключительную ценность.

Но были два обстоятельства, смущавшие командира:

1. Район К., где находилась дивизия Красной Армии, отличался удобными и стратегически важными рубежами. Он командовал над огромной территорией. Обладание им позволяло легко перемещать линию фронта по всей его окружности и главное— открывало путь дальше, в глубину. Наоборот, соседний район В. был труднопроходимым для танков и артиллерии из-за обилия небольших, но глубоких рек, частой овражистости и отсутствия крепких дорог. Собственного выхода в глубину район В. не имел. Почему же противник решил перенести направление удара?

2. Абсолютная точность показаний диверсантов, знание ими массы мелких подробностей нового плана, охота, с какой они обо всем рассказали, настораживала. Командир в упор спросил диверсантов:

- Почему вы так охотно выдаете план вашего командования?

Выдавая этот план, мы спасаем наши жизни.—был ответ.—Ведь теперь, когда вы получили такие ценные сведения, нас нельзя расстреливать, нас надо наградить. Мы всегда симпатизировали Советскому Союзу.

До назначенного фашистским штабом срока наступления оставалось 9 часов. Командир принял решение. Он приказал перебросить значительную часть пехоты и легкой артиллерии в соседний район. Переброска была произведена демонстративно по открытой местности.

Ровно в 0 час. 30 мин. противник открыл ураганный артиллерийский огонь, а затем бросил в наступление танки, броневики, отряд мотоциклистов и пехоту. Свирепый удар наносили фашисты. Однако направили они его не на соседний район, а опять на район К, откуда были переброшены значительные силы в район В. Предпринимая третий штурмовой удар, фашистское командование решило действовать обманом. Два специально натренированных матерых диверсанта должны были ввести в заблуждение командование дивизии и вынудить его перебросить войска в район В., ослабить тем самым район К. Фашистские наблюдатели с злорадством отмечали передвижение советских войск. Они думали: большевики ловко обмануты и одурачены.

В бой вступили все ударные резервные части фашистского командования. Немцы обдумали каждую мелочь, организовали все силы и средства на прорыв. Но совершенно неожиданно фашисты напоролись на ожесточенное сопротивление советских войск. Выдержав первый натиск фашистов, наши части опрокинули их и перешли в контрнаступление. Немцев били с фронта и с флангов. Им не давали опомниться. К рассвету немцы отступили с большими потерями. Наши части продолжали упорное преследование противника. Третья попытка фашистов прорвать фронт в районе К. была отражена.

Почему так получилось?

Советский командир разгадал хитроумный замысел немецкого штаба. Он понял, что диверсанты пытались обмануть его. Командир умышленно произвел видимую врагу переброску войск в район В. Он перебрасывал их частями: как только одна часть выходила из поля зрения фашистских наблюдателей, она круто поворачивала и скрытно возвращалась на старые позиции. Только потом следовала другая воинская часть. К моменту третьего наступления фашистов все войска полностью сосредоточились и подготовились к отражению удара.

Все эти и подобные им случаи, когда враг пытается обмануть бдительность советских командиров, представляют собой целую систему, при помощи которой гитлеровские генералы хотят добиться победы. Бойцы, командиры и политработники Красной Армии разоблачают шпионов и диверсантов, беспощадно истребляют их.

АЛ. ХАМАДАН. (Спецкорр. ТАСС).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Боевые эпизоды; ТАСС; Преступления нацистской Германии; Военная аналитика; Война: разведка; шпионаж; Шкуро А.Г.; Диверсанты