Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Есть на Коспаше шахта № 39

Газета «звезда» №264 от 29.12.1943
Автор статьи: В. РЯБЧЕНКО
Текст документа:

Есть на Коспаше шахта № 39

На шахте № 39 им. Гастелло треста «Коспашуголь» день за днем руководящие работники треста сокрушаются по поводу отставания коллектива шахты, ругают ее руководителей, называют десятки причин ее ненормальной работы. Но ни руководители треста, ни руководители шахты не сделали и не делают что-либо серьезного для улучшения работы. Первые не помогают шахте, вторые—не используют МНОГих и многих возможностей увеличения угледобычи, не наводят элементарного порядка в лавах.

Производительность труда на шахте не только не растет, а с каждым месяцем падает и гораздо ниже довоенного уровня. Во втором квартале 1943 года она снизилась (против прошлого года) на 17,9 процента, в третьем квартале—на 16 процентов.

Между тем, шахта имеет значительно больше рабочих, чем в прошлом году. Значит, дело не в недостатке людей, как пытаются изобразить положение руководители шахты.

Два эксплоатационных участка шахты из четырех систематически не выполняют плана. Это участок № 3 (начальник т Лекарев) и участок № 4 (начальник т. Карпенко) Удивительно ли, что в целом шахта работает неравномерно, скачкообразно. Кривая добычи угля бесконечно колеблется. В первой пятидневке декабря план, например, не был выполнен, во второй пятидневке удалось выполнить, а в третьей- пятидневке опять провал. И так все время. За 11 месяцев 1943 года шахта недодала тысячи тонн угля.

В чем же «тайна» этих колебаний и вообще плохой работы?

Прежде всего в том, что оборудование, механизмы шахты находятся в плохом, запущенном состоянии, транспорт работает с перебоями, воздух полается неравномерно, а главное—большинство шахтеров не выполняет норм из-за безобразной организации труда. Весьма обыденное явление, когда, не подготовив фронта работ, в лавы посылают -такое количество рабочих, что им негде повернуться. Люди работают, как говорят сами шахтеры, «в притирку» друг к другу. Из 79 забойщиков, занятых в лавах, нормы выполняют не больше 18 человек, а среди проходчиков только 12 человек. Пои чем же здесь «объективные» причины, которыми не прочь козырять начальник шахты.

На участках много молодых рабочих. но они не пользуются вниманием, их производственной учебой никто не занимается, только кое-где по своей доброй воле отдельные кадровики обучают молодых рабочих шахтерскому делу.

Шахта недодает много угля из-за плохого состояния подземного транспорта, компрессорного хозяйства и отсутствия шахтерского инструмента. Только из-за несвоевременной подачи порожняка ежедневно не добирается 50 тонн угля. Подземная железнодорожная магистраль запушена. На линии часто отлавливаются электровозы. поминутно сходят с рельс вагонетки. Сейчас на шахте лежит на боку 60 вагонеток. Отсутствуют подшипники, а работникам треста до этого словно и дела никакого нет.

Еще сильней лихорадит работу недостаток сжатого воздуха. Компрессоры часто выключаются, иногда подача воздуха в лавы прекращается совсем. Забойщики и проходчики в такие моменты простаивают часами, их производительность только за последние месяцы упала больше, чем на 20 процентов. С низкой производительностью работают бурильные молотки. Они получают 2—3 атмосферы сжатого воздуха вместо 5 атмосфер.

Компрессорное хозяйство приходит в негодность. Многие ходовые части поизносились, а запасных нет. Щеточные аппараты почти вышли из строя. Один компрессор находится под угрозой аварии. Он подает в лавы воздух вместе с водой. Нет важнейших запасных частей: колеи для клапанов, подшипников, болтов. Между прочим - это с успехом могут изготовить мастерские треста. Но начальник технического отдела треста т. Колесников ничуть не беспокоится об этом.

На шахту давно завезли новый 60-кубовый компрессор. Установка ого тянется по сей день. Кое-как сделали фундамент. Но стройконтора треста не торопится с сооружением помещения компрессорной, а монтажная контора треста «Кизелшахтстрой» еще не начинала монтаж.

На шахте преобладает ручная добыча. Кай же, спрашивается, горняки обеспечиваются необходимым инструментом. Очень и очень плохо. Шахта получает его непланово от случая к случаю. Из-за этого ежедневно снижается добыча. Забойщики, работающие недоброкачественными пиками, дают на 25 процентов меньше того, что могли бы дать. Пики присылают на 10 сантиметров короче, чем надо. И каждый забойщик на этом теряет от 5 до 8 тонн угля в смену.

В лавах работает около 50 проходчиков. Каждому из них для заправки ручной пилы нужен трехгранный напильник. За 2 последних месяца шахта получила от треста только один напильник, который и держит у себя в столе главный инженер шахты тов. Кощеев. Проходчики работают не заправленными пилами, в это сильно сказывается на производительности труда. Дело дошло до того, что отдельные проходчики ходят к лесникам для заправки пилы. Нет плоских напильников для заправки победитовых буров. Проблемой является и шахтерский обушок. Наладить производство обушков брался начальник производственного отдела комбината тов. Худосовнев. Но дальше обещаний дело не пошло.

Руководители Треста (управляющий т. Шалимов, главный инженер т. Полуэктов) меньше всего беспокоятся о снабжении шахт самым ходовым и в то же время простым инструментом, Они не жалеют письменных и устных угроз по адресу руководителей шахты. Но пора бы от ругани перейти к практической помощи, к более серьезному руководству шахтами.

В. РЯБЧЕНКО.

(Спецкорр. «Звезды»),

Пос./ Коспаш.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Коспаш