Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Основные черты русской классической философии Проф . М. ИОВЧУК

Газета «Звезда» №172 от 02.09.1944
Текст документа:

Русская философская мысль имеет многовековую историю. Она зародилась в XV—XVII веках, в период становления русского многонационального централизованного государства. Источником русской философии было прежде всего народное творчество, выраженное в самых разнообразных его памятниках, в частности, в народном эпосе. Источником ее в XV—XVII веках были также прогрессивные политические устремления тех передовых людей России, которые хотели вывести ее из состояния отсталости на передо¬вое место в Европе.

Великий Ломоносов поставил русскую философскую мысль на научную почву. Он стал родоначальником русской материалистической философии. От Ломоносова и Радищева идут две ветви русской материалистической философии: одна ветвь — «освободительная философия», тесно связанная с революционным движением против царизма в крепостничества (Радищев, декабристы, Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев), другая — естественнонаучный материализм (Лобачевский, Менделеев, Столетов, Сеченов, Мечников, Тимирязев, Павлов).

Русскую философскую мысль нельзя рассматривать, как некое изолированное от общего развития мировой культуры явление. Русские мыслители усваивали и критически перерабатывали не только быт своей страны, но и опыт западно-европейских стран и прежде всего опыт революционного движения в Западной Европе.

Но подлинное значение русской философии состоит в том, что она отвечала назревшим потребностям жизни своей страны, разрешала те вопросы, которые были поставлены в порядок дня развитием русского общества, определяла пути борьбы против реакции, крепостничества и мракобесия за свободу, прогресс и счастье народа. Русская философская наука была самостоятельна в своем развитии и нередко опережала западноевропейскую мысль. По ряду проблем, особенно по вопросу о движении и развития в природе и обществе, о роли народных масс в истории, о средствах преобразования общественной жизни в интересах народных масс, о принципах развития искусства и литературы русская передовая философия приходила к более смелым и прогрессивным выводам, чем современная ей западноевропейская домарксовская философия.

Передовые русские мыслители уже сто лет тому назад указывали на ограниченность немецкой идеалистической философии и подвергали критике ее реакционные стороны. Они установили, что гегелевская диалектика вовсе не является все- объемлющим научным методом познания мира и, подвергнув критике кичливый национализм немецкой идеалистической философии и ее преклонение перед прусской монархией, начали создавать свою прогрессивную философскую систему и более последовательный революционный метод. Это сделали Белинский и Герцен, а впоследствии Чернышевский и Добролюбов.

Одной из характерных черт русской прогрессивной философской мысли XVIII—XIX веков является то. что в основе своей она была философией воинствующего материализма.

Материалистический характер русской философии объясняется прежде всего ее тесной связью с народным творчеством во всех областях жизни. В преодолении суровых сил природы, в борьбе с иноземными завоевателями, в борьбе против реакционного и невиданно дикого царизма русский народ выработал в себе такие качества, как трудолюбие, изобретательность, находчивость, дух новаторства, самоотверженность и героизм, преданность отчизне и не впасть к ее врагам. Русская философия носила материалистический характер, ибо в отличие от Запада она была связана не с общественной деятельностью буржуазии, которая в России не являлась революционным классом, я по преимуществу с народно-освободительным движением.

Материалистический характер философской мысли определяется также ее теснейшей связью с естествознанием, которое всегда стояло стихийно или сознательно на материалистических позициях. Примером могут служить труды Ломоносова и Лобачевского. Герцена и Писарева, Менделеева и Тимирязева, Сеченова’ и Павлова.

Классики русской философии XIX века—Белинский. Герцен, Чернышевский и Добролюбов не только объясняла мир, но и стремились изменить его, осуществить революционное преобразование этого мира, хотя и не смогли это сделать — им еще не были известны законы общественной жизни. Они сочетали идеи социализма и революционной демократии, хотя социализм этот еще не был научным, так как он не предполагал установления диктатуры пролетариата. Они распространили материализм на область эстетики и проложили новые пути в русской литературе, требуя от нее служения народным массам, призывая деятелей литературы я искусства быть учителями жизни.

Русская классическая философия передавала из поколения в поколение своя материалистические традиции и тем самым в значительной мере определила мировоззрение прогрессивных сил русского общества на многие десятилетия. Ленин писал об этой преемственности революционных традиций в России: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили. укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь е народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен».

Герцен и Белинский использовали в своей творческой работе достижения передовой мысли, которые были накоплены в Западной Европе, но они не ограничились этим. Они всесторонне изучали тот идейный Материал, который был оставлен Ломоносовым, Радищевым и декабристами, развивали его, двигая русскую общественную мысль вперед. Чернышевский и Добролюбов использовали в своей работе все положительное, что имелось в фейербаховском материализме и в гегелевской диалектике, но их учение вырастало прежде всего из материализма и диалектики Белинского и Герцена. Выдающийся представитель русского естественнонаучного материализма Тимирязев учился у Герцена, Чернышевского н Добролюбова, у Писарева и русских пропагандистов естественнонаучного материализма.

Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило уже под знаком торжества марксистского пролетарского социалистического сознания. С конца 80-х годов прошлого века в России Плеханов начал пропагандировать марксистские идеи. В 90-х годах на революционной арене „ выступили Ленин и Сталин, совершившие величайшую идейную революцию в сознании русского народа.

• • •

Каковы же основные черты классической русской философии XIX века? Классическая русская философия основана на материалистической теории и на диалектическом методе, отличном от диалектического метода Гегеля. Мировоззрение Герцена, Белинского. Чернышевского, Добролюбова складывалось в борьбе с догматизмом и реакционными сторонами немецкой идеалистической философии. Оно формировалось, преодолевая ограниченность и созерцательность материализма Фейербаха. Уже поэтому нельзя ставить знак равенства между русской классической философией и философией Гегеля и Фейербаха. Об этом говорят сами русские мыслители.

Так. Чернышевский писал:

«Принципы Гегеля были чрезвычайно мощны и широки, выводы— узки и- ничтожны...И не только выводов из своих принципов не мог он сделать,—самые принципы представлялись ему еще не во всей своей ясности, были для него ту-манны...Развитие последовательных воззрений из двухсмысленны и лишенных всякого применения намеков Гегеля совершилось у нас отчасти под влиянием немецких мыслителей, явившихся после Гегеля (имеется в виду Фейербах.М. И.), отчасти—мы с гордостью можем сказать это — собственными силами. Тут...русский ум показал свою способность быть участником в развитии общечеловеческой науки».

Критикуя немецкую идеалистическую философию, классики русской философии создавали, начиная с 40-х годов прошлого века, свою философскую систему, основанную на познании законов материального мира и отражавшую процессы, происходящие в реальной действительности. В связи с этим Белинский писал:

«Философия Гегеля обняла собою все вопросы всеобщей жизни», но «ее ответы на них иногда обнаруживаются принадлежащими уже прошедшему, вполне пережитому периоду человечества...В лице Гегеля философия достигла высшего своего развития, но вместе с ним же она и кончилась, как знание таинственное и чуждое жизни: возмужавшая и окрепшая, отныне философия возвращается в жизнь...»

Если Гегель полагал, что творцом всего существующего является абсолютная идея, порождающая из себя природу и общество, а диалектические понятия рассматривал, как определения различных сторон этой абсолютной идеи. то. классики русской философии утверждали, что диалектика отражает закономерность самой природы и общества, Гегель, как утверждал Герцен, хотел сделать природу и историю прикладной логикой, тогда как логика сама является . отвлеченной разумностью природы и истории. Белинский правильно говорил, что предмет логики—это цветок, корень которого в земле, тем самым подчеркивая. что происхождение человеческой мысли — материальное, земное, а не навеянное какой-то высшей таинственной силой. В этом состоит глубокое принципиальное отличие диалектики русской классической философии от диалектики Гегеля.

Немецкие идеалисты-диалектики считали одним из основных законов развития абсолютной идеи закон противоречии и вместе с тем полагали, что эти противоречия могут быть смягчены и примирены.

Немецкая идеалистическая философия считала, что развитию природы, общества и человеческой мысли должен быть положен конец. Ее сторонники полагали, что развитие останавливается тогда, когда абсолютная идея заканчивает проявление всех своих сторон и возвращается к самой себе. С точки зрения Гегеля развитие заканчивается тогда, когда общество достигает «венца творения» прусской со- словно-представительной монархии, лютеранской религии и его, Гегеля, философии.

Совершенно иной точки зрения держались классики русской философии. Оки утверждали, что развитие природы, общества и человеческой мысли не остановится в, каком-либо пункте, а будет безграничным беспредельным. «Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: стой довольно больше идти некуда!» (Белинский).

Но диалектика классиков русской философии, хотя и требовала творческого преобразования мира, не смогла стать подлинно научной диалектикой. Подлинно научную диалектику, философскую науку об общих законах развития природы, общества и человеческой мысли создали Маркс и Энгельс — вожди революционного пролетариата.

Однако, Герцен. Белинский, Чернышевский, Добролюбов, хотя и жили в отсталой, крепостнической России, стояли на уровне величайших мыслителей своего времени. Они опередили своих воззрениях весь домарксовскнй материализм, в том числе и материализм Фейербаха. В отличие от своей домарюсовской философии Западной Европы они самостоятельно пришли к выводу о необходимости сочетать материализм

диалектической идеей Развития и утверждали, что развитие в природе обществе проходило помимо сознания и воли людей путем борьбы противоречий, посредством революционных изменений. Они говорили, что уровень; знаний, достигнутый человечеством, не является абсолютной истиной, а будет расширен и будет раздвинут в ходе Развития техники и науки.

Если все материалисты до Маркса не исключая Фейербаха, были созерцательными материалистами, то есть объясняли иначе мир, но не показывали, как его изменить, то материализм классиков русской Философии носил действенный характер. Герцен, Белинский, Чернышевский Добролюбов указывали русскому обществу пути выхода из крепостного состояния боролись за развитие общества на демократических началах.

русской, философии создали материалистическую систему, принципиально отличавшуюся от схем метафизического материализма. Но материализм и диалектика у классиков русской философии XIX века остались недостроенными, ибо ими не был преодолен до конца идеализм в понимании общественных явлений. «Герцен,—писал Ленин — подошел к-диалектическому материализму и остановился историческим материализмом». Отрешившись от старого метафизического взгляда на обществоодни однако не смогли еще научно доказать что основа всех общественных отношений состоит в материальных производственных отношениях. в исторически определенных сменяющих друг друга способа материального производства.

Классики русской философии шли к построению диалектического материализма, но этой задачи не могли решить потому, что в России того времени уровень общественного развития был низким и не было еще такой революционной общественной силы, как

социологии и политики классики русской философии были не менее самостоятельными, оригинальными мыслителями чем и области логики и теории познания. Они вырабатывали свои социально-политические взгляды в борьбе против реакционных социально-политических идей немецких философов идеалистов в их русских по- следователей.

Классики русской философии доказывали передовым слоям русского образованного общества, что движущими силами общественного развития являются не те или иные выдающиеся личности, не монархи и идеологи, а сами народные массы. Они стремились поднять в народе чувство собственного достоинства, показать народным массам ЧТО нельзя мириться с самодержавием и крепостническими порядками. Только подняв народные массы к революционному творчеству новой жизни, выдающиеся личности смогут сыграть положительную роль в истории.

Белинский И Герцен. Чернышевский и Добролюбов верили в силы русского народа, всегда подчеркивали значение России в спасении Европы от завоевателей и предсказывали, что русский народ сыграет великую роль в развитии общечеловеческой науки, культуры и техники.

Классики русской философии будучи социалистами-утопистами в’ отличие от социалистов-утопистов -западной Европы, впервые в истории сочетали идеи революционной демократии и социализма. Они мечтали о социализме, как о лучшем

Чернышевский писал: Мы принимаем за арифметическую истину что со временем, человек вполне подчинит себе внешнюю природу насколько будет ему нужно, переделает все на земле сообразно с ~потребностями, отвратит или обуздает все невыгодные для себя проявления сил внешней природы воспользуется до чрезвычайной степени всеми теми силами ее которые могут служить ему в пользу этот один путь уже мог бы привести временем К уничтожению несоразмерности между человеческими потребностями И средствами их удовлетворения... Труд из тяжелой необходимости обратится в легкое и приятное удовлетворение физиологической потребности как ныне возвышается до такой степени умственная работа в людях просвещенных...».

Классики русской философия мг едали свою оригинальную самостоятельную философскую систему и метод, которые во многом превосходят все то, что было создано европейской домарксовской философией. Энгельс писал об этом одной русской эмигрантке Евгении Папрнц в 1884 году:

«Мне кажется, что Вы несправедливы к Вашим соотечественникам. Мы оба, Маркс и я, не можем на них пожаловаться. Если некоторые школы и отличались больше своим революционным пылом, чем научными исследованиями, если были и есть различные блуждания, то, с другой стороны, была и критическая мысль и самоотверженные искания чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Я говорю не только об активных революционных социалистах, но и об исторической я критической школе в русской литературе, которая стоит бесконечно выше всего того, что создано в Германии и Франции официальной исторической наукой».

• • •

Классическая русская философия имела не только чисто русское, но и всемирно-историческое значение.

Она вдохновляла освободительное движение в России, расшатывая тем самым устои царской монархии, которая в период после наполеоновских войн и до конца 50-х годов была жандармом Европы, лютым врагом революционных и

национально-освободительных движений.

Классики русской философии, пропагандируя передовые гуманистические идеи, клеймя угнетение и произвол, пробуждая ненависть к реакции, рутине и косности, оплодотворили своими прогрессивными идеями русскую классическую литературу.

Творчество Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, в известной мере Льва Толстого, Чехова, Максима Горького и многих Других писателей русского народа вдохновлялось теми идеями, которые выдвинули и развили классики русской философии XIX века. А через русскую литературу эти идеи проникали на Запад. Не случайно многие западно-европейские мыслители и писатели-гуманисты признают. что именно русская литература научила их гуманно мыслить' н служить человечеству.

Научные открытия Менделеева, Сеченова, Тимирязева, Павлова и других русских ученых свидетельствуют, что мировоззрение этих , выдающихся представителей русского естественно-научного материализма сложилось на базе идей русской классической философии XIX века.

Но самая главная заслуга русской классической философии, за слуга всемирно-исторического значения состоит в том, что она явилась одной из предпосылок распространения и развития марксистской философии в России. Ленинизм в России возник на базе учения Маркса и Энгельса. Работа Плеханова и его группы «Освобождение труда» по переводам и распространению сочинений Маркса и Энгельса серьезно способствовала распространению марксизма в России. Дальнейшее развитие марксизма принадлежит Ленину и Сталину. Марксизм в России мог победить в революционном движении в короткий срок в немалой мере потому, что русские классики-философы провели, большую подготовительную идейную работу.

Белинский. Герцен, Чернышевский, и Добролюбов своей борьбой против идеализма и метафизики, против реакции я застоя, своей препоганой материализма и диалектики, 5 утопического социализма и революционного демократизма расчистили в российском освободительном движении, почву для восприятия теории марксизма.

В Германии и Европе вообще после смерти Маркса и Энгельса не оказалось мыслителя, который был бы способен не только двинуть вперед революционную теорию,' но и удержаться на уровне цельного и революционного марксизма. В конце XIX века центр революционного движения и теоретической мысли переместился с Запада в Россию. Россия стала родиной ленинизма, , являющегося продолжением и дальнейшим развитием марксизма. Ленинизм — учение всемирно-исторического значения — является высшим достижением русской и всей мировой многовековой культуры. Деятели русского революционного движения Ленин и Сталин стали вождями марксистской партии, партии нового типа, величайшими теоретиками марксизма, творчески разработавшими учение Маркса и Энгельса в условиях новой эпохи, стали классиками философии нового, высшего типа.

Сто лет тому назад Белинский писал: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году—стоящую во главе образованного мира, дающую законы науке и искусству, и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества» ...

Теперь, когда ваша Родина показала всему миру образцы победоносной борьбы против гитлеровской Германии — злейшего врага народов. и тем самым спасла человечество от угрозы порабощения, мы, советские люди, можем еще больше гордиться нашим великим культурным наследством, которое в значительной мере содействовало восприятию идей марксизма в России, зарождению ленинизма и помогло большевикам воспитать советский народ в духе беззаветной преданности отчизне.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: История