Когда палящий зной летнего дня спал и в воздухе уже чувствовалась вечерняя прохлада, почти над самым аэродромом морских летчиков развернулся ожесточенный воздушный бой двух советских истребите лей с четырьмя "Мессершмиттами-109". Двойной перевес сил противника поставил наших летчиков в тяжелое положение. Но они не ушли из боя. Они не пустились в бегство, как это делали в аналогичных случаях хваленые немецкие "ассы". Сталинские соколы смело ринулись на врага, умело и решительно отражая его атаки и внезапно предпринимая свои. Люди на земле с восхищением следили за неравной схваткой двух соколов с четырьмя стервятниками. Громкие аплодисменты и приветственные крики раздались на аэродроме, когда один из "Мессершмиттов", об'ятый пламенем, рухнул на землю.
Обозленные фашисты усилили свои атаки и подбили один из наших истребителей. Раненый советский самолет терял скорость, проваливался и снова, как гордая птица, собравшая последние остатки сил, рвался на помощь товарищу, окруженному врагами.
В это время в воздухе показалось звено наших истребителей. Заметив советские самолеты, фашисты, как трусливые зайцы, врассыпную бросились наутек. Наша подбитая машина окончательно потеряла скорость и спланировала в дальний угол аэродрома, а второй летчик, выдержавший неравный бой, сделал над ней несколько кругов, и убедившись, что товарищ жив, повел самолет на свою базу.
Оставшись некоторое время один на один с машиной, летчик осмотрел ее, бегло подсчитал пробоины, покачал головой и пошел к центру аэродрома. Это был молодой летчик из другого соединения, приземлившийся на аэродроме морской авиачасти.
Первым летчика встретил инженер части тов. Кривых.
- Живы, невредимы?
- Да, жив и невредим.
- А как самолет?
- О нем этого не скажешь.
- Пойдемте, посмотрим.
С болью в сердце вернулся летчик к израненной машине. На самолете было так много повреждений и пробоин, что он, не надеясь получить положительный ответ, взволнованно спросил инженера, когда тот, закончил осмотр:
- Ну, что вы скажете?
- Ничего особенного, - спокойно ответил инженер. - У нас есть замечательные ребята - отличные мастера. Дело за ними.
- Дней десять уйдет на ремонт, - не то спросил, не то с сожалением констатировал летчик упавшим голосом.
Рано утром летчик вышел на аэродром и направился к своей машине. Вот и угол посадочной площадки, где опустился он после жаркого воздушного боя. Летчик хотел издалека увидеть свой "ястребок", но машины там не было. В другом месте стоял какой0то самолет, мотор его работал, неподалеку сидела группа техников.
"Готовится в полет", - с завистью подумал летчик. Когда он приблизился, один из техников пошел ему на встречу. Но летчик не заметил его. Он впился взглядом в машину, сердце взволнованно билось. Фюзеляж самолета был покрыт свежей краской вокруг машины были видны следы большой работы.
- Скажите, чей это самолет? - спросил летчик вопросом на вопрос.
- Это "ястребок" боевого летчика, сбившего вчера "109-М" прямо над нашим аэродромом.
- Значит мой! - радостно воскликнул летчик.
- Эх, и здорово же вы работаете, как в сказке, - и летчик горячо поблагодарил подошедшего инженера Кривых.
- Они у меня молодцы, - указал инженер на техников Турицына, Дроздова, Ярмоленко, Корнева и Петренко. - Настоящие молотовцы.
- Да, золотые руки у вас, - сказал летчик. Он поднялся в воздух и уверенно повел самолет на свою базу. Это был знатный летчик Ленинградского фронта Герой Советского Союза Харитонов.
Инженер-майор Кривых, возглавлявший ремонт, получал образование в Молотовском Военно-Морском авиационном училище. Герой Отечественной войны, он награжден тремя боевыми орденами и двумя медалями Советского Союза.
А сколько таких замечательных авиационных тружеников, чьи золотые руки помогают нашим летчикам завоевывать победы, работает на многочисленных аэродромах. Сейчас не найти такой авиационной части и соединения, где бы не работали воспитанники славного Военно-Морского училища им. Молотова. Они с благодарностью вспоминают Сталинский Урал, старинный русский город Молотов, многоводную красавицу Каму, на берегу которой стройным ансамблем раскинулись корпуса одной из советских кузниц авиационных кадров.
Училище располагает замечательным, опытным офицерским составом, который, не жалея сил, не считаясь со временем, отдает все свои знания и силы делу подготовки высококвалифицированных кадров для фронта. Недавнее награждение большой группы руководителей учебно-боевой подготовки училища орденами и медалями Союза ССР за выдающиеся заслуги в деле подготовки авиационных кадров, в числе которых генерал-майор авиации А. В. Цырулев, инженер-подполковники B. E. Михайловский, B. Н. Белов, подполковники С. И. Панов, Н. И. Кукин, ст. техник-лейтенант Безотосный, Бокарев и др., - высокая оценка работы всего личного состава училища, данная в дни войны Советским правительством.
Десятки сложнейших приборов и агрегатов находятся на современном скоростном самолете. И чтобы все эти многочисленные приборы и агрегаты работали безотказно, подчинялись воле летчика и обеспечивали ему в воздушном бою маневренность, огонь и скорость, - нужны хорошие, умелые руки, руки техников и механиков; оружейников, прибористов и связистов. И училище уже на протяжении тринадцати лет готовит такие кадры.
Молотовцы фронтовики, где бы они ни находились - на Черном море, на Тихом океане, на просторах Краснознаменной Балтики или в Советском Заполярьи, - везде они с благодарностью вспоминают своих воспитателей, родное уральское училище, давшее им навыки боевого мастерства, научившее побеждать врага.
- Что бы ни случилось, как бы ни было тяжело, какой бы холод или жара ни стояли - вспоминает авиационный инженер Давышев слова, сказанные ему одним из первых учителей Молотовского училища много лет тому назад.
За два года в части не было ни одного случая невылета самолетов по вине технического состава, которым руководит Давышев. Бережно, настойчиво, личным примером Давышев учит боевой работе молодой технический состав. Три боевых ордена украшают его грудь. Это награда за большую и тяжелую работу по обучению и воспитанию кадров для морской авиации.
...Машина слегка коснулась земли и с угасающей скоростью покатилась вдоль посадочной полосы. Пилот, сдерживая улыбку, удовлетворения работой мотора, открыл фонарь кабины и, медленно расстегивая ремни парашюта, после жаркого воздушного боя насвистывал любимую песенку. Василий Круглов - механик самолета за этот короткий промежуток уже успел обойти вокруг краснозвездного "ястребка" и глазом мастера свое дела осмотреть и прощупать все основные части самолета. Две-три минуты, и самолет дозаряжен горючим и смазочным и снова становится в боевую готовность. В начале войны Круглов приехал в одну из действующих частей. Истребитель, подготовленным им к боевым полетам, побывал во многих горячих схватках с врагом. И каждый раз, когда пилот летит в атаку, он знает, что материальная часть, прошедшая через руки Круглова, его не подведет.
Механик самолета большевик старшина Круглов блестяще оправдывает своим трудовым героизмом высокое звание молотовца. И когда мы видим, как парит в поднебесьи краснозвездный истребитель, как от его могучих ударов сыплются обломки вражеских машин, - мы знаем, что большая половина победы принадлежит рядовым труженикам авиации - механикам, техникам, инженерам, ярким образом которых является молотвец Круглов.
Вл. ЕРШОВ - ст. лейтенант.